И обрела старая гармонь новую жизнь

garmonМой отец, Дмитрий Филиппович Выдров, проживший долгую жизнь, достойно выдержавший любые жизненные испытания, в моем сердце остался человеком работящим и справедливым, оставившим о себе память не только своими делами и поступками, но и посаженным яблоневым садом, добротным домом и обустроенным двором, выстроенным собственными руками.
Однако не только хорошим плотником и столяром был мой отец, но и неплохим гармонистом. Ушел человек из жизни, а предметы, которыми он пользовался в быту, остались. Осталась без хозяина и старенькая гармонь, за десятки лет отыгравшая не одно страдание и вальс на сельских свадьбах, родинах да крестинах.
Никто из моих родных играть на ней не умеет. А выбросить изношенный инструмент, кажется и сейчас хранящий тепло отцовских пальцев, рука не поднимается. Но видно сам отец с небес распорядился, чтобы обрела его любимая гармошка второе рождение и досталась человеку, которому действительно нужна. Этот человек – житель Краснополья Николай Владимирович Солдатенко. И речь о нем пойдет не как о представителе той или иной профессии, а как о коллекционере и человеке, увлеченном музыкой.
Случается так в жизни, что от рождения получает человек свыше некий талант, развив который и воспользовавшись, затем достигает небывалых высот. Именно так можно сказать и про Н.В. Солдатенко, которого с рождения Господь одарил великолепным музыкальным слухом, хорошим голосом и способностью чувствовать и постигать музыку и умом, и сердцем. Прародительницей такого выдающегося таланта в их роду была бабушка по материнской линии. Да и сама мать — Надежда Николаевна — обладала хорошими вокальными данными и имела хороший музыкальный слух. В конечном итоге такое богатое наследство вылилось в способность маленького Коли уже в 6 лет от роду подбирать на слух мелодии и воспроизводить их на гармони. Мать, заметив способность сына, приветствовала его увлечение и иной раз напевала любимые мелодии, чтобы Николай по памяти учился их наигрывать на гармошке.
– Уже ко 2 классу родители купили мне собственную гармонь, съездив за ней в Чериков, – вспоминает Николай Владимирович. – А та, первая, была соседской.
И уже к 5 классу Николай, не зная нотной грамоты, на слух улавливал мелодии и играл полюбившиеся многим в то время песни Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, Льва Лещенко, Софии Ротару и других известных эстрадных исполнителей.
Практически в то же время парнишка познакомился с заведующим Высокоборского клуба Скрипачевым, который впервые продемонстрировал ему баян. Как же понравилось Николаю мелодичное разноголосье этого инструмента! Как удивило разнообразие и богатство звуков! Не то, что в гармони. Именно в то время разучил на баяне герой нашего повествования «Яблочко», «Золотые горы», вальс «На сопках Манчжурии» и впервые познакомился с нотами.
Настоящим сокровищем для Коли стал подарок дяди по материнской линии, когда тот в один из приездов из Украины привез баян своего сына. С хорошим мелодичным тембром, с деревянными кнопками, выпуска 1968 года, он и сейчас занимает почетное место в коллекции, начало которой положила первая гармошка, купленная родителями. И уже в 7 классе парня с баяном приглашали играть на проводах в армию, на свадьбах и т.д. На поселке Красное Знамя (где жил) тогда было 2 таких гармониста: он и еще один парень. Нередко на сельских праздниках они веселили народ вместе.
Пригодились музыкальные навыки и в студенческие годы. Тогда, в ленкомнате общежития пединститута им. А.А. Кулешова в Могилеве, мастерское исполнение тех или иных известных мелодий студентом Николаем Солдатенко покоряло не одно девичье сердце и собирало большие аудитории слушателей. Правда, играл он не на своем любимом баяне, а на пианино. Освоил его самостоятельно, решив, что это тот же баян, только с клавишами, перевернутыми горизонтально.
Понятно, что то пианино в коллекцию не попало. А вот 2 новыми баянами она пополнилась. Купил их Николай Владимирович, когда уже работал директором Высокоборской средней школы. Один из них – хороший, концертный, с 7 регистрами, который даже во Франции побывал. Родственница попросила инструмент, чтобы выступить там и сыграть на нем на одном из конкурсов.
По-разному попадали в дом коллекционера другие гармошки и баяны. Одну подарил сотрудник РОВД Кремзиков, когда Н.В. Солдатенко служил в отделе. Пенсионер Семякин, когда узнал об увлечении Николая Владимировича, тоже отдал свой баян. Был в гостях у знакомых в Могилеве, поиграл и спел им под их же баян, они и отдали его музыканту. Достались Николаю Владимировичу баян и гармошка отца жены Ольги Ивановны, который в то время жил в д. Ячная Буда. Еще один баян подарил сотрудник милиции Росликов. Так и собралась коллекция.
Было и такое, что прямо на улице один из жителей Краснополья отдал Николаю Владимировичу баян. Порванный тот был, истертый. Нес его человек, чтобы выбросить. Принеся инструмент домой, немало пришлось повозиться Николаю Владимировичу, чтобы отремонтировать его, дать вторую жизнь.
– На сегодня у меня все инструменты рабочие: 3 гармошки и 9 баянов, — рассказывает Н.В. Солдатенко. – Есть и 2 пианино.
Следующий экспонат этой уникальной коллекции – гармонь моего отца. Будем надеяться, что не последний. По словам Николая Владимировича, осталось только немного меха подклеить, чтобы воздух не пропускали, да кнопку западающую подремонтировать, и зазвучит он в новых руках с новой силой.

Тамара БРАТОЧКИНА.
Фото Александра ДАНЧЕНКО.
НА СНИМКЕ: Н.В. Солдатенко со своей коллекцией и с гармошкой отца.

Поделиться с друзьями
503 просмотров