Окончательный выбор – за человеком

img_67551Иерей Кирилл. В священническом сане 5-й год. Настоятелем Свято-Успенского храма г.п. Краснополье служит 3-й год. Сегодня он гость нашего номера.

— Отец Кирилл, в нашем районе Вы человек уже не новый, тем не менее краснопольчанам, как думается, будет небезынтересно поближе с Вами познакомиться на страницах газеты. Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Закончил Витебскую духовную семинарию, в которой учился на протяжении 6 лет. Сам из г. Костюковичи, но родился в Кобрине, куда сразу переехали отец с матерью из Узбекистана в предшествующий распаду СССР период. Тем не менее в этом городе осесть у них не получилось, на постоянное место жительства перебрались в Костюковичи. Здесь и прошли мое детство и юные годы. Кроме меня в нашей семье воспитывались еще старшие сестра и брат.
Как попали в Узбекистан? После войны сюда из Украины переехала ещё моя прабабушка по линии мамы, обзавелась семей. Вот с того времени и берет начало история жизни нашего рода в этой стране. И моя бабушка там жила, и мама. Там мама познакомилась с отцом, он русский.
В Костюковичах родители трудоустроились на цементный завод. Лет 9 назад отец с матерью приняли решение стать приемными родителями. Так в семье появился сразу один мальчишка, потом второй, а затем и девочка. Девочка уже давно стала совершеннолетней, пошла своим путем, а мальчишек родители усыновили. Теперь у меня трое братьев.
— Скажите, а как Вы пришли к православной вере, каким-то образом повлиял пример родителей?
— Нет, о примере родителей говорить сложно. Живя в Узбекистане, стране, где исповедуют ислам, у них не было возможности быть причастными к православной вере, посещать православные храмы. Но великие христианские праздники они знали и чтили. И только с переездом в Беларусь мама стала ходить в церковь. И меня с собой брала. Первый раз я попал, когда мне было года три. Служба произвела на меня очень яркое впечатление. Потом мама взяла меня с собой ещё раз. И я почувствовал в себе желание приобщиться к этому высокому, хотя ещё и непонятному для меня миру. Лет с 7 я уже стал пономарить в церкви, т.е. прислуживать священнику. С 13-14 лет начал совершать паломнические поездки по монастырям. Самым первым посетил Жировичский монастырь, в который от цемзавода была организована экскурсия. Я заранее попросился у родителей остаться в нем на месяц, как раз шли школьные каникулы. Мама договорилась с настоятелями монастыря, и они пошли мне навстречу, разрешили пожить у них. Сразу мне было очень непривычно и тяжело. А потом все вошло в свой ритм и когда настало время уезжать, покидать монастырь даже не хотелось.
Вообще я сразу помышлял быть не священиком, а монахом и жить в монастыре. Я прочитал множество книг на эту тему: о монашеском пути, об образе жизни монахов. Монах молится за весь мир, за всех людей. Это нелегкая миссия. Ведь сколько в мире зла. И ему нужно противостоять.
— Но одних усилий монахов, наверное, недостаточно, раз в мире столько зла. Как же самому человеку стать лучше, очистить свою душу от негативных эмоций и страстей, не идти у них на поводу?
— Для этого нужно вернуть духу его главенство над телом и его страстями. Как? Через работу над собой, соблюдение постов. Посты направлены не столько на ограничение скоромной пищи, а на то, чтобы человек осознал свои злые дела, чувства, мысли и через покаяние, очищение сердца через усиленную молитву обрел телесное и духовное здоровье. По-другому никак. Покаяться в переводе с греческого означает измениться.
— Что значит быть православным христианином?
— Истинный христианин должен стремиться к познанию основ православия. Считать себя христианином только по факту крещения, а в душе при этом не иметь Бога, это будет неправильным. Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах: познавать все азы православия, посещать храм, исполнять заповеди, установленные Богом. Можно по разному относиться к этому вопросу, но когда у человека, даже неверующего, возникают серьёзные проблемы в жизни, неважно какого характера, в итоге к кому он взывает? К Богу. И я знаю немало конкретных примеров, когда люди благодаря такому пониманию круто меняли своё мировоззрение, образ жизни. Господь всегда стучится к каждому в сердце, только не все его слышат, к сожалению, или не хотят впустить. Здесь уже действует свободная воля человека, которой Господь его наделил и которая выражается в глубоком личностном самоопределении, т.е. хочет или не хочет человек быть с Богом. Господь к спасению призывает, но не принуждает, потому что рай, полученный по принуждению, уже не рай.
— Но если Бог есть Любовь, как тогда человек попадает в ад?
— Это зависит от того, как он прожил свою краткую земную жизнь. Человек сам, своими поступками и делами пишет себе приговор. Опять же все зависит от его свободной воли, какой выбор он делает. И потому одни души предстанут в свете благодати Божией, к которой они всем сердцем стремились, а другие – во тьме грехов, поглотившей внутренний мир человека. Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Божества, а итог внутреннего самоопределения человека. Глубинный выбор добра или зла, проявившийся за время земной жизни, становится решающим в отношении пригодности человека к Небесному Царству. Поэтому так важно человеку при жизни жить по заповедям Божьим, а согрешив, т.е. допустив ошибку, осознать свою ответственность за происходящее, по возможности исправить причиненную кому-либо боль, в том числе и себе, или ущерб и т.д. и больше не повторять подобного. И самое главное, искренне раскаяться в этом перед Богом. В том, что покаяние очень важно для человека, мы видим из примеров Евангелия: чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввел туда покаявшегося разбойника. Покаявшегося.
— Как часто нужно посещать церковь? Среди людей есть мнение, что можно молиться и дома – Бог везде услышит.
— В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен ходить в храм в воскресные дни. Можно приходить и в любое другое время – помолиться, поставить свечи перед иконами, подать заранее записки на Литургию, побеседовать со священником. Можно и нужно молиться и дома. Но здесь важно понять, что домашние молитвы отличаются от церковных и что человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. В церкви люди совершают общую молитву, соборную. А на этот счет Господь сказал так: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Думается, ответ очевиден уже из этих слов.
— Отец Кирилл, кроме спасения души, какое ещё назначение есть у человека на земле?
— Славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление наиболее выражается в величественных богослужениях Церкви. И всё самое лучшее мы должны демонстрировать Господу. В каком виде мы приходим в храм, как себя ведем в нем, какой наш храм – всё имеет значение. И если уж говорить о храме, то, естественно, что он должен соответствовать своей сути. Это святая святых. По возможности мы должны содержать его в богоугодном состоянии, украшать его. Мы – это священник и прихожане.
— Сейчас в храме идет ремонт. Какие изменения задуманы?
— Поменять обшивку на потолке, покрасить стены, переслать в алтаре пол. Его нужно удлинить, т.к. будет новый иконостас. Мы его уже заказали. Иконостас обойдется дорого, но он красивый и того стоит. Также нужно сделать хорошее отопление – смонтировать батареи, установить новый котел, чтобы была возможность поддерживать во всех помещениях комфортную для жизнедеятельности храма температуру. Ещё нужно решить вопрос с электропроводкой — провести новую. Это наша безопасность.
Как видно, перечень предстоящих работ немалый. И все это требует немалых финансовых затрат. Большую помощь и поддержку в решении нашей проблемы оказал Анатолий Николаевич Калинин. Благодаря его содействию откликнулись многие организации: из Лиды, Гомеля, Могилева, Минска. Кто-то помог строительными материалами, кто-то финансами. Определенную лепту внесла Могилевская епархия. Хотелось бы, чтобы и прихожане не оставались в стороне от этого богоугодного дела. Да, какую-то часть пожертвований нам удалось собрать, всем выражаю благодарность за помощь, но средств все равно не хватает. Не обязательно, если кто сомневается, давать деньги. Можно самим что-то купить для церкви, можно предложить свою помощь в работе, варианты могут быть разные. Вот, к примеру, Климовичская ПМК. Эта строительная организация безвозмездно согласилась заняться ремонтом храма: утеплить потолки, покрасить стены. Работы очень много. Храм был построен на скорую руку и теперь нужно привести его в должное состояние. Поэтому хотелось бы обратиться ко всем. Уважаемые братья и сестры. Ничто в этом мире не проходит бесследно. Помогая в обновлении храма, вы тем самым становитесь ближе к Богу. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господа касается того, кто строит храмы и многие грехи простит тому Господь».
— Отец Кирилл, думается, что Ваши слова коснутся сердец человеческих, а Вам спасибо за интересный и содержательный разговор.

Беседовала Дина МАНЬКО.

Поделиться с друзьями