Безопасность детей в сети Интернет

В детско-подростковой среде продолжают с невероятной скоростью распространяться «игры смерти», и наибольшей популярностью среди них пользуется «Синий кит». Конечной целью этой игры является доведение ребенка до самоубийства. Для участия в игре ребенок должен создать запись в соцсети с определенными хештегами. С тем, кто такой пост создал, связывается куратор и дает 50 заданий, суть которых сводится к нанесению себе вреда или совершению опасных действий. Последним заданием является совершение самоубийста. Если ребенок отказывается выполнять задания, то преступники вычисляют IP-адрес участника и внушают ему, что за трусость придется ответить его родным и близким людям, чаще всего родителям. Таким образом кураторы игры манипулируют еще не зрелой психикой ребенка, заставляя его подчиниться.
Доступность сети Интернет, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками Интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают детей и подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Используя широкие возможности Интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих информационных запросов, причем гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в Интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста — в самостоятельности и автономии.
За последнее время в соцсетях (ВКонтакте) усилилась активность групп, где несовершеннолетних вовлекают в игру вокруг самоубийства.
Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги – «куратор», увидев их на страничке ребенка, связывается с ним, дает инструкции, что нужно делать, чтобы присоединиться к смертельной игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами — высокоразвитыми животными, которые якобы осознанно совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе.
Психологический механизм воздействия состоит в подавлении воли ребенка, подчинении его куратору, через выполнение заданий. Задание на просыпание в 4.20 — это депривация сна (недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности во сне).
Задания с требованием нанести себе порезы или сделать рисунок кита — это акт принятия в сообщество и обет послушания жертвы. Если ребенок этого не сделает, его отвергнут. Он уже отвержен родителями, как ему кажется, и он боится снова оказаться ненужным. Жертва должна доказать свою покорность. Социальный инстинкт заставляет ребенка соответствовать критериям сообщества.
Задания «Пойти на крышу и стоять на краю» — это не борьба со страхом, как говорит ребенку куратор, это демонстрация покорности ему.
Задание «Весь день смотреть страшные видео» — направлено на снижение чувствительности к неприятным картинкам и снимает барьеры восприятия.
Задание «Слушать присылаемую куратором музыку» — это «медитативная» музыка, тут и ореол тайны, и продолжение подчинения воле куратора. Происходит отъем индивидуальности, подавление воли ребенка.
Итог – дата смерти и смирение с ней. Ребенок уже готов. Все задания повторяются по многу раз и дублируются. Повторение и повторение — вот, что нужно манипулятору. И все задания обязательно с нарушением сна.
Сегодня механизм вовлечения подростков автоматизирован и работает круглосуточно, как конвейер.
Разработчики данных игр хорошо знают и учитывают психологию ребенка. В период с 11 до 17 лет психика у подростка крайне нестабильна, что выражается в скачках настроения, в недовольстве собой, окружающим миром и людьми. Это порождает внутренние конфликты и очень опасно, когда ребенок остаётся наедине со своими мыслями, а родные и друзья не хотят его услышать.
У подростка происходят не только психологические изменения, но и физиологические. Плюс в этом возрасте у подростка возникает первая влюблённость, появляются проблемы в общении с противоположным полом. Он пытается разобраться в себе и черпает информацию из Интернета.
Иногда дети вовсе не желают умирать, они попросту хотят с помощью намёков на суицид привлечь внимание взрослых.
Обычно заложниками игр смерти становятся ребята из эмоционально неблагополучных семей. Это не обязательно пьющие или ведущие асоциальный образ жизни родители. Мама и папа могут быть мнимо благополучными, но депрессивными или холодными по отношению к своему ребенку.
Компетентные органы нашей страны принимают меры по решению данной проблемы. Так, в Уголовном кодексе Республики Беларусь есть статья «Доведение до самоубийства» (ст. 146 ч.2). Уже возбуждены уголовные дела по данной статье. Регулярно проводится мониторинг содержания социальных сетей и выявляются террористические, экстремистские и суицидальные сообщества.
К борьбе с суицидами подключилась администрация социальной сети «ВКонтакте». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных сайтов теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи.
Помимо проведения профилактических мероприятий на государственном уровне, проводится работа в учреждениях образования: дети активно вовлекаются в занятия спортом, художественной деятельностью, в кружки и факультативы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; специалисты СППС учреждений образования осуществляют мониторинг социального статуса учащихся в классе, отношений в семье, занятости учащихся во внеурочное время, проводят психологическое просвещение и консультирование учащихся и их родителей, организуют досуговую деятельности.
Духовно-нравственное воспитание личности школьников, осуществляемое учреждениями образования, религиозными конфессиями и, прежде всего, родителями, является условием устойчивости личности ребенка в различных жизненных ситуациях.
Чтобы предотвратить попадание подростка в опасные игры, родителям нужно внимательно следить за ним. При наличии проблем ребенок начинает проявлять пассивную агрессию, замыкается в себе. Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка.
Родителям необходимо самостоятельно проводить беседы со своими детьми, смотреть за поведением ребенка, особенно в подростковом возрасте.
Ваше внимание – залог безопасности вашего ребенка. Если он начинает хлопать дверью, портить мебель, повышать голос на родителей, пинать животных – это уже повод задуматься и начать действовать.
Научите детей сообщать вам о своих планах на день, не разговаривать с незнакомцами, оставлять вам номера телефонов своих друзей, сообщать вам о чувстве тревоги, не гулять в безлюдных местах. Освойте вместе с ребенком правила безопасного поведения в Интернете, посмотрите вместе с детьми видеоролики, которые они смотрят, послушайте песни, которые звучат в их наушниках.
Чаще проводите с ними свое время, корректно проводите осмотры тела, тетрадок в поиске рисунков, статус ребенка в интернете, фотографии на телефоне возле опасных объектов (крыши, мосты, железнодорожные пути), проверяйте смс-сообщения и переписку вашего ребенка в Интернете.
Родители должны знать симптомы включения ребенка в игру смерти: встает в нестандартное время, нарушения сна (кошмары, поверхностный сон), нарушение аппетита; на теле имеются порезы и синяки, изменяются поведенческие реакции: наблюдается заторможенность, рассеянность, тревожность, замкнутость, скрытность, стремление к одиночеству, фобии, стремление убежать или спрятаться, чувство вины и стыда, депрессия, ложь, вспышки гнева и агрессии, смена интересов, нежелание строить планы на будущее, безразличие к своей внешности у подростков, которые раньше не были в этом замечены: они перестают умываться, чистить зубы, неопрятно одеваются. Публикация в соцсетях мрачных образов или цитат, связанных со смертью. Действия, которые можно трактовать как прощание: непривычные разговоры о любви к родителям, попытки закончить проекты и дела, раздаривание любимых вещей.
Насторожиться стоит, когда в подписях появляются сочетания со следующей комбинацией слов: «синий кит», «хочу в игру» или «я в игре», «разбуди меня в 4:20», «киты плывут вверх». Не помешает заглянуть и в историю поисковых запросов.
Если заметили, что-то из перечисленного — надо ограничить доступ в Интернет, обратиться в правоохранительные органы, к психологам, в учреждения здравоохранения.

А.В.Лапеза,
начальник Краснопольского РОВД.

Поделиться с друзьями