ЗАГОТОВКА ГРУБЫХ КОРМОВ

Началась одна из основных сельскохозяйственных кампаний – заготовка грубых кормов. За последние годы корма, на заготовку которых уходит большое количество материальных ресурсов и человеческих усилий, иногда уничтожаются за считанные часы. Ежегодно при проведении работ по заготовке грубых кормов пожары не являются исключением.
Причины пожаров разные – это и детская шалость с огнём, и неосторожное обращение с огнём взрослых, и нарушение правил эксплуатации техники, и отсутствие сторожевой охраны, предотвращение свободного проникновения на территории складов грубых кормов посторонних лиц из-за отсутствия или неисправности ограждения, умышленное уничтожение грубых кормов или поджог, самовозгорание грубых кормов, сложенных на хранение недосушенными.
Поэтому, чтобы сохранить каждую тонну кормов, необходимо выполнять следующие требования:
– все лица, занятые на заготовке грубых кормов или временно привлекаемые для выполнения определенного вида или объема работ в период заготовки грубых кормов должны быть проинструктированы под роспись, знать свои действия на случай возникновения пожара, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и инвентарем.
– к работе на складах грубых кормов, а также на заготовке и перевозке их, допускать автотракторную технику с отрегулированными системами питания, смазки, зажигания и охлаждения, обеспеченную надежными искрогасителями, средствами пожаротушения и инвентарем в полном объеме. Нагревшиеся части двигателя, глушителей необходимо защищать металлическими кожухами.
При складировании грубых кормов на территории складов необходимо помнить, что:
– скирды грубых кормов должны быть опаханы полосой шириной не менее 4 м на расстоянии 15 м от основания скирды;
– площадь основания одной скирды не должна превышать 150 кв.м., а штабеля прессованного сена или соломы 500 кв.м.;
– разрывы между штабелями или скирдами должны быть не менее 20 м. Штабели и скирды допускается размещать попарно, при этом разрывы между штабелями и скирдами в одной паре должны быть не менее 6 м, а между соседними парами – не менее 30 м. Противопожарные разрывы между кварталами должны быть не менее 100 м. В разрывах между двумя парами скирд должна быть пропахана полоса шириной не менее 4 м.
– расстояние от скирд и штабелей до линии электропередач должно быть не менее 15 м, до дорог – 20 м.
– во время погрузки-разгрузки кормов двигатель транспортного средства, стоящего под погрузкой-разгрузкой, должен быть заглушен. Заводить автомобиль допускается только после уборки просыпавшихся кормов от выхлопной трубы.
– готовность в противопожарном отношении складов грубых кормов перед их загрузкой должна определяться комиссией в составе руководителя организации, инженера по охране труда, транспортной и пожарной безопасности, главного инженера, иных специалистов, с составлением соответствующих актов.
– грубые корма с повышенной влажностью складировать, укладывать в стога, штабели, копны, склады не допускается. Необходимо осуществлять ежедневный температурный контроль сложенных грубых кормов с регистрацией даты, времени, места замера и температуры в специальном журнале. Для определения влажности допускается применять экспресс-методы с помощью влагомеров с погрешностью не более 1 % при влажности до 18 %. При влажности грубых кормов более 17 % должна производиться их досушка.
– ограждающие конструкции склада грубых кормов должны быть исправными. Образовавшиеся трещины, дыры должны немедленно устраняться.
– в помещения складов вход посторонних лиц не допускается. Двери (ворота) складов, если работа в них не осуществляется, должны быть закрыты на замки.
При заготовке грубых кормов водителям необходимо помнить, что:
— выпускные трубы двигателей самоходных шасси, косилок, тракторов, автомобилей и комбайнов, применяемых при уборке хлеба, заготовке грубых кормов, должны быть оборудованы исправными искрогасителями. Наличие искрогасителей обязательно и для тракторов, занятых на вспашке, если эти работы производятся одновременно с жатвой возле участков с неубранным хлебом или грубыми кормами.
— водитель транспортного средства с ДВС не реже 2 — 3 раз в смену должен очищать поверхность двигателя, коллектора, выхлопной трубы, искрогасителя от пыли, нагара.
— клеммы аккумуляторов, стартера дистанционного электромагнитного пускателя и генератора тракторов, электрокаров и других самоходных машин должны быть защищены от попадания на них токопроводящих предметов.
— очистка от пыли радиаторов двигателей при помощи отработавших газов должна проводиться вне хлебных массивов. Применение открытого огня для выжигания пыли в радиаторах двигателей не допускается.
— необходимо своевременно очищать от намотавшейся соломистой массы битеры, соломонабиватели, транспортеры, подборщики, шнеки и другие вращающиеся детали и узлы комбайнов, уборочных машин.
— ТО, ремонт и стоянка уборочных машин и агрегатов допускаются не ближе 30 м от хлебных массивов.
Все лица, занятые на заготовке грубых кормов должны помнить, что основной причиной пожаров при заготовке и хранении грубых кормов является Курение. Поэтому курение, пользование открытым огнем, разведение костров в хлебных массивах (скирдах сена и соломы), на участках скирдования сена и соломы, а также на расстоянии менее 30 м от них, выжигание сухой растительности, трав на корню, стерни и пожнивных остатков не допускаются. На полевых станах курение допускается только в специально предназначенных для курения местах на расстоянии не менее 4 м от техники (машин) и горючих материалов.

Д.Н.Сергиевич, инспектор ГПиВО Краснопольского РОЧС
старший лейтенант внутренней службы.

Поделиться с друзьями