Интервью начальника отдела по борьбе с коррупцией

Интервью начальника отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры Могилевской области Волкова Андрея Николаевича.

Как обстоят дела с коррупцией в Могилевской области ?

За 4 месяца 2017 г. на территории области постановлены обвинительные приговоры в отношении 25 лиц совершивших 50 коррупционных преступлений, в прошлом году таких лиц было 29.

Только за последние три года в нашей области за совершение коррупционных преступлений к реальному лишению свободы осуждено более 100 должностных лиц, то есть руководителей, обладающих соответствующей подготовкой, знаниями и опытом. То, что чиновник пошел на преступление говорит о недостатках работы в первую очередь по профилактике коррупции.

   В каких сферах больше всего коррупционных преступлений?

Я бы не выделял какие-либо конкретные сферы, как практик считаю, что в каждой присутствуют коррупционные риски, где-то больше выявлено коррупционных преступлений где-то меньше, но риски присутствуют во всех.

Наиболее опасны коррупционные проявления в
государственном управлении промышленности, сельском  хозяйстве, строительстве.

По моему мнению, в сфере закупок наиболее чаще присутствуют коррупционные риски. Как пример, система ЖКХ, где были выявлены грубейшие нарушение законодательства о закупках за счет собственных средств и как результат ряд руководителей в настоящее время привлекаются к уголовной ответственности за приобретение материальных ценностей по завышенным ценам, а завышения были огромные — в несколько раз больше от реальной стоимости товара. Причем делали они это далеко не бескорыстно.

Что не так с системой закупок, почему не срабатывают механизмы препятствующие коррупции в этой сфере?

Одна из причин – это все-таки корыстолюбие. Законодателем разработаны механизмы для прозрачности приобретения товаров и услуг. Но избавиться от сговора между поставщиками и заказчиками все же не удалось, всегда найдутся недобросовестные чиновники и бизнесмены. При этом минимизировать риски возможно. В первую очередь, как бы банально не звучало, это контроль за подчиненными, по ведомствам. 

 Приведу пример. Осужден инженер по снабжению одного из предприятий Осиповичского района который  подстрекал  поставщиков товаров к даче взяток, якобы руководству, за благоприятное решение вопроса о приобретении у них товарно-материальных ценностей. Следствием установлено 7 фактов преступной деятельности обвиняемого.

Настораживает тот факт, что созданная на предприятии комиссия по закупкам фактически не работала и должностное лицо  единолично выбирало поставщиков. Приговором суда он осужден к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года и 6 месяцев.

         Прокурорскими проверками выявляются многочисленные нарушения законодательства о закупках. Это неправильный выбор и нарушение процедуры, изменение условий договора, ограничение доступа поставщиков к участию в процедуре закупки и другие.

Нарушение законодательства о закупках это правонарушение создающие условия для коррупции. Ведь если во время не пресечь, то чувство безнаказанности породит и преступление. Можно сказать, что работа прокуроров по соблюдению законодательства о закупках является профилактикой коррупционной преступности.

Конечно не все нарушения влекут уголовную ответственность, в большинстве это административная либо дисциплинарная ответственность. Только за 3 месяца текущего года по требованию прокуроров за нарушения законодательства о закупках 25 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 4 – к административной, 15 – официально предупреждены о недопустимости повторных нарушений законодательства.

         Вместе с тем, если допущено злоупотребление из корыстной заинтересованности, нарушения повлекли ущерб, то конечно будет рассматриваться вопрос об уголовной ответственности.

Часто приходится слышать о взятках и поборах в медицине, как же разграничить благодарность от взятки ?

Дарить подарки всегда приятно. Еще приятнее их получать. Говоря о действиях и поступках должностных лиц, это касается не только медиков, а также тех, кто их окружает, особую сложность представляет вопрос о разграничении подарка и взятки.

Часто встречаются ошибочные, на мой взгляд, суждения о том, что ст. 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлен некий «легальный» размер подношения должностному лицу — до 5 базовых величин. Действительно, закон не запрещает дарить и принимать подарки. Однако критерием для разграничения подарка и взятки является наличие или отсутствие обусловленности дарения совершением должностным лицом действий по службе в интересах дающего. Настоящий даритель не предполагает получить взамен какую-либо выгоду. Во всех остальных случаях подношение будет являться взяткой независимо от его размера.

Если это просто знак внимания, то взяткой он расцениваться не должен.

Существует мнение, что если платить чиновникам высокие зарплаты уровень коррупции снизится, как вы считаете ?

Борьба с коррупцией — дело сложнейшее и требующее целого комплекса мер. Чем-либо одним, например повышением зарплаты, как некоторые предлагают, с коррупцией не справиться. Если только повысить зарплаты всем чиновникам — брать от этого не престанут. Хотя и материальное обеспечение государственных служащих имеет важное значение. Очень мало шансов, что голодный и нищий чиновник, от которого зависит что-либо, будет честен до конца. Всегда существует вероятность, что рано или поздно он возьмет взятку. Поэтому, повышение уровня оплаты «государевых людей» — это не самый главный способ борьбы с коррупцией, скорее, это завершающий этап, но вместе с тем оплата труда государственного служащего должна быть достойной.

Для борьбы с коррупцией необходимы и тщательный отбор на государственную службу, и постоянная работа с чиновником, и надлежащая работа служб ведомственного контроля, нужен системный подход, что охватывается понятием профилактика.

Прокурорами при проведении проверок обращается внимание на исполнение законодательства о профилактике коррупционных правонарушений со стороны местных органов государственного управления и соблюдение должностными лицами ограничений, установленных для них законодательством.

Всего в результате принятых мер прокурорского реагирования на нарушения антикоррупционного законодательства в текущем году более 60 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по 10 лиц – к административной и материальной, отменено 11 незаконных правовых актов, 67 лиц официально предупреждены о недопустимости повторных нарушений законодательства.

В СМИ по-прежнему обсуждается постановление Совмина №101, принятое в 2016 году о выплате вознаграждений лицам, которые способствовали выявлению коррупционеров. В каких случаях выплачивается вознаграждение и не позволит ли это нечистоплотным гражданам из корысти очернить чиновника ?

Вознаграждение гражданам предусмотрено в случаях предоставления информации, предметов и документов, способствовавших выявлению коррупционного преступления; сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление; информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления; содействия предотвращению или возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением; оказания иного содействия органам уголовного преследования, имевшего значение для противодействия коррупционным преступлениям. 

Решение о выплате будет приниматься при поступлении прокурору соответствующего ходатайства от органа уголовного преследования при передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, либо на основании материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, или прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Я не думаю, что у нас возрастет число обращений с целью оговорить чиновника, так как подобная информация всегда тщательно проверяется и никто не отменял уголовную ответственность за заведомо ложный донос. 

В заключение необходимо отметить, что в борьбе с коррупцией должен участвовать каждый гражданин, так как от ее последствий страдают все, пусть это и не очевидно для большинства населения.

Поделиться с друзьями