ВЕК ДОЛОГ – ВСЕМ ПОЛОН

О судьбе, о жизни, о семье существует немало поговорок и высказываний. Самые известные, с которыми знаком наверное каждый из нас: «Жизнь прожить – не поле перейти», «Будзем жыць, як набяжыць», «Сестра с сестрою, как река с водою», «Доброе братство лучше богатства».

В них – практический опыт наших предков, то зерно мудрости, которое они передали последующим поколениям. И каждый человек в своей жизни нет-нет, да и обращается в определенных ситуациях к этому наследию.

«Век долог – всем полон» – ещё одна пословица, помогающая вникнуть в суть жизни. Ей можно подписать биографию не одного человека. Сегодня этот «автограф» будет под жизненными историями жительниц Краснополья С.Н. Козенцевой и М.К. Солопоновой.

Софья Николаевна Козенцева родилась в п. Заручье Чечерского района Гомельской области. Сейчас этого населенного пункта уже и не существует. А тогда, в годы её молодости, он был полон людьми, жизнь в нем кипела. Окончив 7 классов, она пошла работать. А потом вышла замуж – приглянулась Алексею Кузьмичу из д. Горки Краснопольского района, который был старше её на 8 лет. Невесте же шел тогда 17-й. Жить молодые стали в доме мужа. У Алексея Кузьмича была ещё младшая сестра Мария. Так получилось, что и она в тот год вышла замуж. Её муж был из своих, местных. Она пошла жить в его семью.

Со своими новыми родственниками Софья поладила быстро. Со свекровью Елизаветой Яковлевной они прожили вместе 31 год. С первого дня стала называть её мамой. И не только потому, что так полагалось. Мать мужа действительно стала для неё второй матерью: вместе управлялись по хозяйству, на огороде, помогла поднять на ноги всех 5-х детей, которые появились в их семье. Её истинная материнская забота проявлялась даже в мелочах. «Я уже работала на ферме дояркой, – вспоминала Софья Николаевна, – вставать нужно было рано. Зимой это всегда было в темное время. И она мне частенько говорила, мол, как же ты одна пойдешь, дай-ка я тебя провожу хоть немного».

Муж, Алексей Кузьмич, сразу работал в полеводстве сторожем, а затем переквалифицировался в трактористы. В полеводческой бригаде поначалу трудилась и Софья Николаевна. Со временем перешла в животноводство, где попробовала хлеба и телятницы, и свинарки, и доярки. На пенсию вышла в 46 лет, наработав необходимый для этого стаж в сельском хозяйстве и по достижению младшим ребенком предусмотренного законом возраста.

«Конечно же, без участия и помощи Елизаветы Яковлевны, – отмечает С.Н. Козенцева, – я бы не смогла, имея 5-х детей, наработать к такому возрасту нужный стаж. А так, она смотрела детей, а я трудилась».

По механизаторской льготе вышел на пенсию (в 55 лет) и Алексей Кузьмич.

«Работы тогда хватало, – вспоминает Софья Николаевна. – И по дому, и по хозяйству – это же деревня, дети и колхоз».

Колхоз первоначально назывался «Выдренский». Затем сменил название на «Заводокский», а последнее – «Холмянский». Много сменилось и его руководителей за это время.

«А мы вот, – улыбаясь, говорит об истории хозяйства пожилая женщина, – те же самые. Постарели только. Кто-то из прежних знакомых уже умер, ну а мы ещё держимся».

Анализируя прожитые годы, Софья Николаевна всё же видит в годах своей молодости больше хорошего. Хоть и тяжел труд в сельском хозяйстве, но и работать, и жить было интересно. Может, потому и песня лилась из души, что верили в светлое будущее. И мало того, что верили, но и строили его. Своим трудом, своим ответственным и добросовестным отношением к делу. Каких-то особых регалий ей достигнуть не пришлось, но поощрения за работу были – в виде талонов на конфеты, полотенца, одеяла из верблюджей шерсти и др.

С ранних лет к труду приучались и дети. Домашние дела – само собой, а ещё они помогали матери на ферме. Больше других досталось младшим дочери и сыну. «Они меня, – улыбаясь, констатировала Софья Николаевна, – и вывели на пенсию».

Из Горок в Краснополье Козенцевы перебрались, когда деревня стала вымирать. Это решение им с мужем далось нелегко. Со стороны Софьи Николаевны были и слёзы. Всё думалось, ну как же это оставить родные стены, да и хозяйство ещё было, огород сеяли. А на новом месте что, какие перспективы? Неизвестность пугала, но дети были настойчивы, в результате переехали. А осмотревшись, Алексей Кузьмич сделал вывод, мол, надо было не тянуть, а ещё и раньше переселиться. «Тут же и магазины близко, и больница под рукой, и аптека, – делает расклад Софья Николаевна. – А самое главное, дети рядом. Кто бы к нам в деревню наездился? А тут – хоть и каждый день проведывай».

Из 5-х детей Козенцевых в Краснополье живут трое: старшая дочь Елена и два сына – Петр и Александр. Вторая дочь Татьяна трудоустроилась и живет в Могилёве, третья Галина попала в Гомельскую область – оттуда её муж.

На сегодняшний день у Софьи Николаевны 13 внуков и 1 правнук. Естественно, что из такого количества родных людей не тот, так другой да и заглянет в дом. А ей этого только и надо. Скучать не приходиться.

«Я всё время при семье, при людях», – констатирует она. Воспоминания вернули её в детство, когда она с братом и матерью жила с бабушкой. С ними в доме ещё жила мамина сестра, а потом, когда та вышла замуж, ещё и её муж. Они отделились, когда у них появился ребенок. Было время, когда одну половину дома занимал мамин брат с семьёй – у него было 5 детей.

Возможно, умение ладить с людьми Софья Николаевна и приобрела в детстве. Где-то смолчать, где-то отстоять своё мнение, где-то выразить сочувствие и понимание – всему этому жизнь и научила. А плоды они видны и в долгом совместном проживании и дружбе с родными мужа, и в 51-летнем стаже супружеской жизни. Золотую свадьбу Козенцевы справили уже живя здесь, в Краснополье. А через год Алексей Кузьмич ушел из жизни.

Добрые отношения С.Н. Козенцева старается поддерживать и с соседями. Лавочка возле дома в теплое время года не пустует. Вечером у пожилых людей тут проходят «заседания». Новости в мире, события в своей стране, местности и жизни – все это составляет предмет их разговоров.

Два с половиной года назад к С.Н. Козенцевой приехала жить Мария Кузьминична, сестра мужа. У неё своя жизненная история.

М.К. Солопонова со своим мужем Иваном Никифоровичем в д. Горки прожили около 10 лет. А затем выехали в Украину, вслед за его сёстрами, которые перебрались туда по зову отца, создавшего там вторую семью. Но детей у него больше не было, а этих не забывал, помогал. И жизнь так повернула, что на старости лет они его и присмотрели.

Живя в д. Горки, Солопоновы также работали в сельском хозяйстве. В Макеевку поехали, как казалось, за лучшей долей. Но у судьбы на этот счет были свои планы – через два года Иван Никифорович, который устроился шахтером, погиб в шахте.

После смерти мужа Мария Кузьминична, работавшая техничкой в школе, оставила это место и перешла в ламповую шахты. Ей, как пострадавшей стороне, выделили квартиру. И там, на шахте, отработала 30 лет. Вышла во второй раз замуж. Её Федор (был строителем) также приехал на Донбасс за лучшей долей – из России. Здесь уже успели осесть его сестры. Вместе прожили немало лет. Но в 2005 году он умер. С той поры Мария Кузьминична осталась одна.

Вернуться на родину, с так сказать, насиженного места, подтолкнул военный конфликт на Украине. «Когда стреляют, когда идут танки по улицам города – это страшно, – рассказывает женщина. – И одной в квартире тоже страшно и одиноко».

Звала домой золовку и Софья Николаевна, беспокоясь, как она там. И в 2015 году, оставив всё нажитое, квартиру, закрыв её на замок и попросив присматривать знакомую, Мария Кузьминична приехала в Краснополье к невестке. Здесь ей спокойно и веселее, одним словом, лучше. Быстро оформили, как отметила, пенсию. А на Украине был период, когда пенсии вовсе не платили. На жизнь тратила сбережения. А где-то через год ситуация нормализовалась, выплаты пенсий возобновились.

Теперь женщины коротают время вдвоем. Софья Николаевна взяла на себя большую часть хлопот по кухне, а Мария Кузьминична – у нее ноги лучше ходят – по части снабжения. Социальный работник их обслуживает, но все-таки интересно и своим глазом посмотреть, что там есть в магазинах. А когда занимаются приготовлением пищи и вместе, как и другими домашними делами. В общем, все у них – по договоренности. Вместе они и на огороде. В текущем году, несмотря на «капризы» погоды, они получили неплохой урожай помидоров, огурцов. И свекла уродила, и картофель. Правда, картофель садят на небольшой грядке, поесть молодого. А на зиму этим продуктом их обеспечивают дети.

Особенно чувствуется присутствие другого человека в доме ночью. Этими мыслями поделилась Софья Николаевна. Ей тоже, когда умер Алексей Кузьмич, сложно было осознать образовавшуюся пустоту, переносить тишину. А теперь – живой человек рядом.

Дружба, взаимопонимание, взаимоуважение, сострадание, терпение – вот что ставят пожилые женщины на первый план в своих отношениях. И этим дорожат, ведь они – одна семья. И как тут вновь не сослаться на человеческую мудрость – дерево держится корнями, а человек семьёй.

Дина МАНЬКО.

Фото Александра ДАНЧЕНКО.

Поделиться с друзьями
158 просмотров