STEM-центр: итоги реализации

Итоги реализации местной инициативы «STEM-образование для развития системы дополнительного естественно-научного образования и формирования экологического императива у детей и молодежи», а также перспективы развития STEM-образования в Могилевской области стали главной темой информационного семинара, прошедшего в пятницу в УО «Краснопольская районная государственная гимназия», в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого программой развития ООН (ПРООН).
После организации и открытия на базе гимназии STEM-центра в прошлом году учащимся не только этого учреждения образования, но и всех школ района предоставлена возможность расширять творческие способности в научно-исследовательской работе и активизировать свою самостоятельную познавательную деятельность. Как подчеркнула менеджер инициативы, старший преподаватель кафедры естествознания МГУ им. А.А. Кулешова Н.Б. Тупицына открывая семинар, его проведение обосновано необходимостью подведения итогов проделанной работы и желанием услышать позицию участников по обсуждаемому вопросу. Особый интерес вызывают перспектива дальнейшего взаимодействия и стратегия развития этой темы.
Участников семинара приветствовала региональный координатор проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь» Жанна Шестовец.
– Очень приятно, что именно учреждение образования нашего района было выбрано для реализации такого важного и актуального направления в работе системы образования, – отметила главный специалист отдела образования, спорта и туризма Н.А. Синкевич. – Развитие исследовательских, творческих навыков учащихся очень интересно для ребят. И хочется верить, что нам удалось наладить с организаторами проекта партнерские отношения, которые в дальнейшем будут только упрочаться. Выступая перед участниками семинара, менеджер проекта Н.Б. Тупицына остановилась на основных итогах реализации местной инициативы «STEM-образование для развития системы дополнительного естественно-научного образования и формирования экологического императива у детей и молодежи».
По словам Натальи Борисовны количество участников мероприятий, проведенных в рамках инициативы превысило 500 человек. Из них 58 процентов – учащиеся и 42 процента – представители педагогического состава, отделов образования и методических объединений. Всего состоялось 33 мероприятия. Немаловажным остается тот факт, что в период реализации инициативы ее организаторы смогли охватить, проинформировать, вовлечь в работу 14 районов Могилевской области.
Мероприятия инициативы условно можно разделить на 2 категории: информационные и образовательные. Причем, образовательные – это не только занятия STEM-школы, но и интерактивные мастер-классы для преподавательского состава, в рамках которых педагоги получили возможность поработать с новым цифровым оборудованием, получить подсказки по применению подручных материалов для изготовления нестандартного оборудования для проведения школьных научно-исследовательских работ.
За период реализации инициативы занятия проходили как на базе STEM-центра в гимназии, так и на базе демонстрационного STEM-центра в МГУ имени А.А. Кулешова. Эксперты приезжали не только в Краснополье и занимались с учениками и учителями, но и проводили дистанционные занятия. И, следует заметить, такой опыт работы себя оправдал. Как вывод: STEM-центр может взаимодействовать с другими площадками STEM-образования дистанционно и иметь положительные результаты.
Была опробована и такая интересная форма работы, как интерактивные экскурсии. На базе МГУ имени А.А. Кулешова проведено 12 таких экскурсий. И несмотря на то, что инициатива завершена, экскурсии продолжаются. Учителя и учащиеся по-прежнему приезжают в университет, чтобы ознакомиться с оборудованием и методами работы на нем.Как прозвучало при подведении итогов, значительную часть средств при реализации местной инициативы потратили на материально-техническое оснащение STEM-центров. Основной упор сделан на формирование STEM-центра Краснопольской гимназии и некоторое усиление базы демонстрационного STEM-центра университета. Было закуплено различное современное оборудование. В частности, цифровые лаборатории, цифровые микроскопы, наборы для изучения основ робототехники и физики, автоматизированные метеостанции.
Отмечалось, что одним из немаловажных итогов инициативы стало налаживание взаимодействия между STEM-площадками, а демонстрационный STEM-центр, функционирующий на базе МГУ им. А.А. Кулешова, выступает как координационный центр взаимосвязи и взаимодействия между STEM-центрами в Краснополье и Чаусах, а также теми районами, где в дальнейшем получат развитие идеи STEM-образования. Это Дрибинский, Быховский, Шкловский,
Чериковский и Славгородский районы, где есть предпосылки развития этого нового вида образования.На перспективных направлениях развития STEM-образования в учебном процессе, исследовательской деятельности школьников и профессиональной ориентации молодежи в Могилевской области в своем выступлении остановился эксперт инициативы, доцент кафедры естествознания МГУ им. А.А. Кулешова А.В. Клебанов.
О перспективах формирования экологического императива учащихся на базе центра STEM-образования в г.п. Краснополье вела речь в ходе семинара эксперт инициативы, старший преподаватель кафедры естествознания этого же университета М.Е. Захарова.
Опытом функционирования и развития STEM-центра на базе средней школы № 2 г. Чаусы с участниками мероприятия поделилась его преподаватель, учитель физики О.В. Серегина.
Об интегрирующей роли демонстрационного STEM-центра на базе МГУ имени А.А. Кулешова в процессе развития площадок STEM-образования в Могилевской области рассказал эксперт инициативы, старший преподаватель кафедры естествознания университета А.Н. Пахоменко.
С перспективами развития и функционирования STEM-центра в г.п. Краснополье присутствующих ознакомил местный координатор инициативы, директор УО «Краснопольская районная государственная гимназия» А.В. Высоцкий. По мнению Андрея Владимировича, самое главное, что с созданием в учреждении STEM-центра для школьников открываются новые возможности в обучении и проведении исследовательской работы. В перспективе на базе центра планируют организовать школу молодого исследователя, а также наладить тесное взаимодействие не только с учреждениями образования нашего района, но и со всеми площадками STEM-образования Могилевской области.
Тамара БРАТОЧКИНА.
Фото Александра ДАНЧЕНКО.

 

Поделиться с друзьями