Достойна ли автошкола лучшего автомобиля?

Если вы в один прекрасный день решите, что вам необходимо научиться водить машину, то делать это вы предпочли бы на современном автомобиле или на морально и физически устаревшем? Краснопольский филиал Могилевского автоучебного комбината располагает двумя легковыми автомобилями. Есть машина небольшого размера – Volksvagen Golf, а можно примериться к более габаритному Daewoo Nexia. Но лучше не обращать внимания на размер, так как у этих автомобилей есть более существенное различие – возраст. Я, как ученица автошколы, совершенно не была готова к тому, что придется учиться вождению на 25-летней машине.

Стоит признаться, изначально почтенный возраст маленького «гольфа» не смущал. Сложности появились во время практических занятий, и некоторые из них появляются регулярно. Передача на ходу иногда самопроизвольно переключается на нейтральную. А может вообще не переключиться, потому что рычаг заедает и не слушается. Или машина может заглохнуть на перекрестке, и не только ввиду неопытности новичка-водителя, но и из-за проблем транспортного средства. Рядом сидящему мастеру Н.Я. Барабанову приходится постоянно быть начеку: корректировать непредвиденное поведение машины, подсказывать, если что-то идет не так.

Случаются дни, когда запланированное занятие переносится, потому что в учебной машине что-то требует ремонта. И это вносит разлад в намеченный ход вещей, заставляет волноваться на следующем занятии из-за большого перерыва. А каково мастеру, если, вместо того чтобы спокойно обучать вождению, он в очередной раз что-то ремонтирует в автомобиле?

Удивительный оптимизм Николая Яковлевича сразу бросается в глаза. От него я никогда не слышала жалоб или недовольства. Но мое желание разобраться в причинах неустойчивой работы машины подтолкнуло Николая Яковлевича на признание:

– В этой машине нет ничего живого. Ей почти 25 лет. Кузов сгнивший. Если я поднимаю ее на домкрат, то он внутрь проваливается. Снизу все прогнившее. Люк сверху течет. Двигатель изношен. В салоне провода торчат, обшивка разбита, все отломано. Постоянно включаем вентилятор, потому что машина перегревается. На холостых оборотах она глохнет, там кольца и поршни изношены. Понимаете, она не работает так, как должна, чтобы равномерно и плавно ехать. Своими силами это невозможно отрегулировать. При серьезной неисправности коллега на буксире отправляет мой «гольф» в Могилев. Там стараются ремонтировать быстро, обычно справляются за день. Уже раз пять возили в этом году. Я хочу, чтобы вы учились на машине, которая ведет себя стабильно на дороге, чтобы понимали алгоритм вождения, чувствовали автомобиль. А что говорить, если она ломается часто, выходит со строя, я постоянно ее ремонтирую, меняю детали, которые приходится заказывать из головного учреждения. Но это ведь тоже не дело. Интересно, есть ли такое в минских автошколах, чтобы ученики ездили на 25-летней машине?

За разъяснениями я обратилась к директору ГУО «Могилевский автоучебный комбинат» Игорю Викторовичу Василькову.

– Участвует ли головной филиал в финансировании районных, в частности Краснопольского?

– На сегодня ситуация такова, что Краснопольский филиал едва себя окупает. Причем окупает без учета материальных и прочих расходов автоучебного комбината. То есть если посчитать еще и эти расходы, то данный филиал выходит убыточным. Его доходы полностью идут на зарплату мастеров, арендную плату, коммунальные платежи. Этот филиал будет существовать до тех пор, пока его расходы покрываются собственными доходами. Если он пойдет в минус, то у меня есть четкое указание от нашего руководства, Министерства транспорта и коммуникаций, ликвидировать убыточное предприятие. На данный момент мы нашли компромиссное решение приостанавливать деятельность Краснопольского филиала в зимний период.

– Неужели нет возможности распределить автомобили так, чтобы Краснопольский филиал не был обделен? Например, на каких машинах проводится обучение вождению в Могилеве?

– Сегодня автоучебный комбинат в основном обеспечен автомобилями LADA Granta, но передать их в Краснопольский филиал нет никакой возможности. Посмотрите на другие могилевские автошколы и убедитесь, что некоторые ездят на автомобилях ВАЗ-2107. Также и в Минске существуют автошколы, подвижной состав которых состоит из ВАЗ-2109. Пока сложно сказать, получится ли обеспечить Краснополье другим автомобилем. Мы зависим от экономической ситуации, налогообложения, от конкурентной способности автоучебного комбината по сравнению с другими организациями. Если филиал приносит прибыль, то его парк обновляется чаще.

– Как вы оцениваете состояние автомобиля Volksvagen Golf, на котором проходит обучение в Краснополье?

– Два раза в год автомобиль проходит все необходимые техосмотры на специализированной диагностической станции. Понимаю, что его внешний вид не совсем привлекателен и за 25 лет накопились проблемы от прежних владельцев, которые не особенно за ним ухаживали. Знаю, что автомобиль периодически ломается, что-то выходит из строя. Но все, что можно сделать своими руками, мастер должен исправлять. Для сложных случаев у нас есть ремзона на базе Могилевского филиала, куда переправляется автомобиль.

Если изменится налоговая нагрузка на автоучебный комбинат, то, конечно, будет производиться обновление подвижного состава, и в первую очередь в Краснополье. Хотя у нас есть Осиповичи и Глуск, где работают автомобили ВАЗ. Если не устраивает 25-летний «гольф», то можем обменять его на 20-летний или 15-летний ВАЗ. Но я боюсь, что это будет неравноценный обмен.

Со своей стороны мы готовы нести все обязательства по обслуживанию автомобиля Volksvagen Golf. При необходимости он будет доставлен в ремзону на зимний период. Если надо будет что-то починить, значит, починим. Надо будет поменять двигатель, значит, поменяем. Даже если придется заменить пол-автомобиля, мы готовы это сделать. Но повторюсь, что приобрести другой автомобиль для Краснопольского филиала сегодня, к сожалению не представляется возможным.

* * *

Итак, ситуация вырисовывается не очень радужная. Если Краснопольский филиал не сможет конкурировать с другими и обеспечивать себя, то его могут вскоре закрыть, как говорил И.В. Васильков. Но ликвидировать какое-либо дело – это всегда проще, чем создавать его, развивать и тем более поддерживать. Не стоит также забывать о замечательных людях, настоящих профессионалах своего дела, которые работают в филиале: мастерах производственного обучения управлению механическим транспортным средством Н.Я. Барабанове и В.А. Румилове, преподавателе теории М.В. Романенко, руководителе филиала А.А. Якимцове.

Анатолий Алексеевич рассказал, что на протяжении нескольких лет существования Краснопольского филиала никогда не возникало проблем с наполняемостью классов. По меркам небольшого городского поселка учеников в автошколе достаточно, каждый год выпускаются 60–70 человек. Люди хотят учиться, для них наличие автошколы – это благо. Тем более что с 2018 года обучение вождению стало еще доступнее: оплатить его можно в течение 12 месяцев в беспроцентную рассрочку.

Все-таки хочется, чтобы руководство помнило о людях, которые учатся и которые их учат. По качеству оказываемых услуг в районном филиале судят обо всем учреждении. На современных автомобилях ученикам было бы проще осваивать программу, они были бы лучше подготовлены и чувствовали себя увереннее перед предстоящими экзаменами.

Владислава ШАРКО.
Фото Романа ЕЗЕРСКОГО.

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *