Вспоминая забытое…

В ноябре 2017 года на Краснопольщине состоялся І Региональный праздник-конкурс мастеров гончарства «Ремесленная мастерская». Это яркое и знаменательное для района событие было организовано по истечении полугодовой работы над претворением в жизнь местной инициативы «Развитие гончарного мастерства для узнаваемости территории Краснопольского района», которая получила поддержку программы ООН и Европейского Союза. По сути дела, на Краснопольщине отметили День рождения гончарства.

Но, следует заметить, история гончарства в нашем регионе уходит вглубь веков – она прослеживается со времен неолита. Процесс развития гончарства был сложный, тем не менее вся посуда, которой пользовались наши сородичи, была глиняная. Последним известным в районе гончаром слыл И.Е. Болтиков из д. Заборье. Среди экспонатов Краснопольского историко-этнографического музея (фонд составляет около 4 тысяч) имеется некогда принадлежащий мастеру гончарный круг. Ныне этот экспонат представляет для посетителей музея определенный интерес, так сказать, живая история. И давайте о ней вспомним.

Иван Егорович был потомственный гончар. И его родители, и дедушки – все работали с глиной, их изделия были востребованы в округе, и на них всегда был спрос. Передать же свое мастерство у И.Е. Болтикова кому-нибудь из окружения не получилось – никто не выразил желания постичь это ремесло. Так и остался гончарный круг после смерти мастера невостребованным, пока на него не вышли сотрудники музея. Благодаря их усилиям он и занял достойное место в этнографическом зале. Дополняют экспозицию горшки, миски, «макацёр», «спарышы», горлачи и другая глиняная посуда, некогда изготовленная мастером. Повествуя об этих экспонатах, директор музея Т.Ф. Коваленко отметила, что особенно к знакомству с ними проявляют интерес дети. Что представляет собой гончарный круг, как он устроен – все эти их вопросы находят отражение в обзорных экскурсиях, проводимых сотрудниками музея.

Каков же гончарный круг И.Е. Болтикова? Он ножной, т.е. приводился в движение вокруг оси усилием человека. А это работа энергоемкая. Но имела свой смысл – производство посуды. К слову, по воспоминаниям представителей старшего поколения, для которых нынешние экспонаты были предметами утвари, хоть глиняная посуда и была доступной по цене, но обращались с ней осторожно – чтобы ненароком не разбить и не наделать себе лишних расходов. Тем не менее, в жизни предков были и важные поводы, когда глиняный горшок разбивали специально. Это происходило на крестинах в ходе проведения обряда «Бабина каша». Основные моменты обряда сохранились и до сих пор. Каша символизирует продолжение рода. Попробовать ее на вкус должен каждый из гостей дома. Но на столе она должна появиться только после выкупа. Поэтому сразу велись торги, цель которых – сбор  денег, подарков для новорожденного, после чего и разбивался горшок с кашей. Осколки горшка также старались расхватать – на них загадывались пожелания. А еще отмечают отличительный вкус пищи, приготовленный в таких горшках в печи. Был он какой-то особенный, нынешняя посуда такого не дает.

Позднее глиняную посуду вытеснила стеклянная, металлическая, чугунная. А теперь и вовсе полно разнообразия – из жаропрочного стекла, мультиварки и т.п. Как говорится, все течет, все меняется.

Что сегодня для нас изделия из глины? По большому счету, сувенирная продукция. Тем не менее, открытие гончарной мастерской позволило подхватить оборвавшуюся ниточку истории гончарства в районе. Традиции старины продолжают жить. А значит, есть надежда, что глиняные изделия станут своеобразным брендом Краснопольщины, будут востребованы и у местных жителей, и у гостей района. И кто знает, вдруг из числа приверженцев мастерской найдется кто-нибудь, кто впишет свое имя в число мастеров-гончаров?

Дина МАНЬКО.
Фото Романа ЕЗЕРСКОГО.

Поделиться с друзьями
127 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.