Социально-экономическое состояние регионов и перспективы их развития

Устойчивое региональное развитие – одно из приоритетных направлений деятельности руководства страны. О значимости данного вектора и нахождении его на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко свидетельствуют как проводимые на высшем государственном уровне совещания по вопросам регионального развития, так и частота посещений регионов Главой государства, в том числе отдаленных районных центров.

Такое пристальное внимание к политике регионального развития неслучайно, т.к. от него зависит благополучие всей республики в целом и каждого гражданина в отдельности. Как отмечал А.Г. Лукашенко: «Фундамент успешного развития государства – сильная экономика, поэтому прежде всего необходимо развивать экономику регионов, создавать там рабочие места с достойным уровнем зарплаты».

Помимо повышения доходов населения целями социально-экономического развития регионов является улучшение качества образования, здравоохранения и т.д. И Беларусь однозначно преуспела в данном направлении.

В общем рейтинге национального благосостояния за 2019 год Беларусь расположилась на 73 месте (из 167 стран). Страна также занимает высокие позиции по уровню образования (32 место) и уровню условий жизни (45 место).

Достижение таких результатов было бы невозможно без слаженной и четкой работы всех органов государственной власти по исполнению прогнозных и программных документов на республиканском и региональном уровнях.

Для реализации мероприятий государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов, на уровне областей, г. Минска, районов и городов областного подчинения формируются региональные комплексы мероприятий.

Задачи социально-экономического развития на очередной год раскрываются через планы развития каждой из указанных территорий.

В рамках выполнения поручения Главы государства по ускоренному социально-экономическомуразвитию 11 городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Барановичи, Пинск, Новополоцк, Орша, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно, Бобруйск) и соответствующих административно-территориальных единиц (далее – АТЕ) разработаны и приняты Комплексные планы ускоренного развития данных территорий на период до 2020 года.

Все это позволяет формировать новые точки роста в регионах и создавать условия для их дальнейшего социально-экономического развития.

Социально-экономическое состояние
Могилевской области в 2019 году

Основными ключевыми показателями эффективности работы исполнительной власти области для достижения основных задач социально-экономического развития страны в 2019 году были определены темп роста валового регионального продукта, производительности труда по валовому региональному продукту, экспорта товаров и услуг, прямые иностранные инвестиции на чистой основе и количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий.

По итогам работы 2019 года Могилевская область выполнила 4 из 6 ключевых показателей эффективности работы облисполкома – экспорт товаров и услуг, прямые иностранные инвестиции на чистой основе и количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий.

 По итогам работы 2019 года Краснопольским районом выполнено 2 из 4 ключевых показателей эффективности работы райисполкома – экспорт услуг и количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий.

Так, экспорт товаров без учета организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, а также нефти и нефтепродуктов составил 1 315,5 млн. долларов, или 116,6 процента к 2018 году при задании 105,7 процента.

В январе-декабре 2019 года объем поставки товаров на экспорт по району, без учета организаций подчиненных республиканским органам государственного управления составил 1590,5 тыс. долларов США или 87,5 процента к уровню 2018 года при прогнозе на 2019 год 105,7 процента.

Экспорт услуг без учета республиканских организаций составил 71,9 млн. долларов, или 125,1 процента к 2018 году при задании на январь—декабрь 2019 г. – 105 процентов. Прирост экспорта составил 14,4 млн. долларов.

В январе-декабре 2019 года экспорт услуг по району составил без учета организаций подчиненных республиканским органам государственного управления 12,6 тыс. долларов США, темп роста к уровню 2018 года 109,6 процента при прогнозе на 2019 год 104,0 процента.

За 2019 год объем прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору) по области составил 104,5 млн. долларов при задании 80 млн. долларов.

В 2019 году в экономику района привлечено 15,6 тыс. долларов США прямых иностранных инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) при задании 50,0 тыс. долларов США или 31,2 процента к заданию.

В 2019 году на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий трудоустроено 4 857 человек или 100,6 процента к установленному прогнозному показателю на 2019 год (4 830 человек).

В январе-декабре 2019 года обеспечено выполнение ключевого показателя по количеству трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий 40 новых рабочих мест при задании на 2019 год 40 новых рабочих места или 100,0 процентов к заданию

Валовой региональный продукт за 2019 год составил 9 105,3 млн. рублей в текущих ценах, или 100,5 процента в сопоставимых ценах к 2018 году при задании на январь—декабрь 2019 г. – 104,4 процента.

По итогам работы за 2019 год промышленными организациями области произведено продукции на сумму 10 195 млн. рублей и сформировано более трети валовой добавленной стоимости. Индекс промышленного производства составил 100 процентов.

Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в организациях промышленности за год увеличился на 2,8 процентного пункта и составил 8,9 процента (за 2018 год – 6,1 процента).

По итогам работы за 2019 год произведено продукции импортозамещающего характера на сумму 630 млн. долларов при годовом задании 608 млн. долларов, что составило 103,6 процента выполнения годового задания. Отгружено на экспорт 332,4 млн. долларов, или 52,8 процента произведенной продукции.

В области принимались меры по наращиванию объемов производства продукции сельского хозяйства. В результате проводимой работы за 2019 год сельскохозяйственными организациями и крестьянскими фермерскими хозяйствами области обеспечен темп роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства на уровне 101,1 процента, во всех категориях хозяйств – 100,3 процента.

Темп роста объема производства валовой продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств за 2019 год составил 93,9 процента, при задании на 2019 года 102,6 процента, в том числе по сельхозорганизациям района – 98,8 процента, при задании на 2019 год 108,6 процента.

В 2019 году на развитие экономики и социальной сферы области за счет всех источников финансирования использовано 1 977,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 109,8 процента к уровню 2018 года.

За январь—декабрь 2019 года на развитие экономики и социальной сферы района за счет всех источников финансирования использовано 10540 тыс. рублей инвестиций в основной капитал или 81,1 процента к уровню 2018 года

По итогам 2019 года заработная плата составила 898,5 рубля (102 процента от установленного годового задания) или 82,4 процента от среднереспубликанского уровня.

Выполнение задания по росту заработной платы в целом по району за январь—декабрь 2019 года составило 100,4 процента, номинальная заработная плата сложилась в сумме 760,2 рубля при задании – 756,8 рубля.

По сравнению с уровнем 2018 года темп роста номинальной заработной платы по району за январь—декабрь 2019 года составил 110,1 процентов, темп роста реальной заработной платы составил 104,3 процента.

По итогам работы за 2019 год организациями области получена чистая прибыль в сумме 274,2 млн рублей (за 2018 год – чистый убыток в сумме 215,4 млн. рублей). Положительным итогом работы года стало также значительное снижение количества убыточных организаций и сумм их чистых убытков. Так, по итогам работы за 2019 год их насчитывалось 126 против 139 по итогам 2018 года. Их количество значительно уменьшилось в агропромышленном и промышленном комплексах. Сумма чистого убытка убыточных организаций составила 206,6 млн. рублей, уменьшившись по сравнению с 2018 годом на 67,2 процента (2018 год – 630,3 млн. рублей).

При этом значительное влияние на формирование убытка убыточных организаций области оказывают республиканские организации (их удельный вес в общей сумме чистого убытка убыточных организаций – 65,7 процента).

По итогам работы за январь – декабрь 2019 года в народнохозяйственном комплексе района получена прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг 1712 тыс. рублей или 106,9 процента к уровню 2018 года, чистая прибыль в сумме 1350 тыс. рублей или 157,5 процента к уровню 2018 года. Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг составила 5,0 процента (в 2018 году 4,8 процента), рентабельность продаж составила 4,2 процента (в 2018 году 4,1 процента).

За январь—декабрь 2019 года в районе имелась одна организация, получившая по результатам финансово-хозяйственной деятельности чистый убыток: ДРСУ № 173 – 22 тыс. рублей.

С учетом принимаемых в области мер удалось сохранить положительную динамику объема розничного товарооборота торговли через все каналы реализации, темп роста которого ставил 104 процента в сопоставимых ценах к 2018 году (третье место среди областей республики).

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации за январь—декабрь 2019 года составил 27234,7 тыс. рублей, темп роста в сопоставимых ценах – 103,7 процента при задании на 2019 год 105,5 процента.

В 2019 году в отдельных регионахМогилевской области, отстающих по уровню социально-экономического развития, велась реализация 18 инвестиционных проектов, предусмотренных планом развития данных регионов (далее – План). На их реализацию освоено 19 667,2 тыс. рублей, или 54,5 процента объема инвестиций, запланированного на 2019 год. Из них 11 проектов – по созданию новых предприятий (освоено 16 071,4 тыс. рублей, или 49 процентов заявленного объема инвестиций), 7 – реализуемых на действующих предприятиях (освоено 3 595,8 тыс. рублей или 109,5 процента).

Завершена реализация 4 проектов по созданию новых предприятий, наиболее значимый из которых – «Организация деревообрабатывающего производства» в Чериковском районе ООО «Алтика Лес» (освоено 500,0 тыс. рублей, или 100 процентов от запланированного объема инвестиций по проекту), создано 13 рабочих мест при 10 запланированных.

В 2019 году реализовывались 14 инфраструктурных проектов направленных на повышение качества жизни в коммунальной сфере, сферах торговли, образования, культуры, физической культуры и спорта, инфраструктуры отдыха и туризма, с плановым объемом инвестиций на год в сумме 15 055,6 тыс. рублей. За отчетный период на их реализацию направлено 14 709,5 тыс. рублей или 97,7 процента от заявленного объема.

По состоянию на 1 января 2020 г. из таких инвестиционных проектов реализовано 6 на общую сумму 16 518,55 тыс. рублей, в том числе в 2019 году – 9 404,6 тыс. рублей.

За период действия Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10) по состоянию на 1 января 2020 г. облисполкомом либо с его участием заключено 296 инвестиционных договоров на сумму 2 496,2 млн рублей, предусматривающих создание не менее 8 208 рабочих мест, в том числе за 2019 год заключено 16 инвестиционных договоров с заявленным объемом инвестиций 96,4 млн. рублей, предусматривающих создание не менее 390 рабочих мест.

Завершена реализация 162 инвестиционных проектов, по которым освоено 925,3 млн рублей, что на 37,5 процента больше первоначально заявленного объема инвестиций, создано 7 104 рабочих места. Наиболее крупными инвестиционными проектами, реализующимися в настоящее время на территории области с привлечением ПИИ, являются:

  • расширение промышленного комплекса по производству мяса цыплят бройлеров закрытого акционерного общества «Серволюкс Агро» (третья очередь);
  • строительство фотоэлектрической станции для производства электрической энергии в Чериковском районе Могилевской области мощностью 109 МВт Частной компанией с ограниченной ответственностью «Камелиасайд Лимитед» (Ирландия);
  • создание объекта «Агропредприятие «Белдан» по производству зерна и датской беконной свинины мощностью 53000 голов в год и подъездная дорога к нему, вблизи деревни Ветка Белыничского района Могилевской области» ИООО «БОННЕТИ»;
  • создание предприятия по производству технического углерода в СЭЗ «Могилев» Могилевского района Могилевской области и железнодорожного подъезда к нему» ИООО «Омск Карбон Могилев»;
  • создание в Могилевской области на территории СЭЗ «Могилев» вертикально интегрированного деревообрабатывающего комплекса ИООО «ВМГ Индустри»;
  • создание предприятия по производству биоугля, топлива и других видов органических соединений в СЭЗ «Могилев» ООО «ПК АктивБиочар»;
  • организация производств группой компаний «Кроноспан».

В 2019 году в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31, осуществлялась реализация 5 инновационных проектов, ответственным за выполнение которых является Могилевский облисполком.

В 2019 году обеспечен выход на проектную мощность двух инновационных проектов, в том числе «Организация инновационного производства по упаковке охлажденной рыбы в термоусадочную пленку в модифицированной газовой среде» (ОАО «Форелевое хозяйство «Лохва») и «Производство комплекта зеркал класса II и IV по проекту «Рестайлинг-2» для семейства автомобилей «КАМАЗ» с кабиной Евро-5» (ПУП «Универсал Бобруйск»).

Эффективность внешней торговли, помимо выполнения ключевых показателей по экспорту товаров и услуг, подтверждается тем, что организации, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам, и юридические лица без ведомственной подчиненности осуществляли торговые отношения с 97 странами мира, в том числе экспортные поставки – в 80 государств. В 2019 году данные организации по сравнению с аналогичным периодом 2018 года дополнительно экспортировали продукцию в 12 стран мира (Аргентина, Бенин, Буркина-Фасо, Индонезия, Камерун, Кот-д’Ивуар, Куба, Ливия, Малайзия, Марокко, Нигер, Шри-Ланка). Сумма поставок составила 1,5 млн. долларов.

В 2019 году организации Краснопольского района поставляли продукцию на экспорт в 15 стран Европы.

Сальдо внешней торговли и товарами, и услугами на протяжении года оставалось положительным и имело тенденцию роста. Коэффициент покрытия импорта товаров экспортом в области по итогам работы 2019 года составил 152,2 процента при республиканском уровне в 85,4 процента.

Сальдо внешней торговли товарами в целом по району сложилось положительное в размере 1329,2 тыс. долларов США.

Состояние и динамика развития бизнеса относится к основным показателям экономического развития страны, поскольку малый и средний бизнес выполняет такие важнейшие социальные функции, как оптимизация и стабилизация социальной структуры, предупреждение и снижение социальной напряженности, высвобождение конструктивного личностного ресурса.

В 2019 году субъектами малого и среднего предпринимательства сформировано 36,9 процента поступлений в бюджет (в 2018 году – 32,8 процента).

Положительную динамику имеет удельный вес поступлений в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства: в январе-декабре 2019 г. субъектами малого и среднего предпринимательства сформировано 11,9 процента поступлений в бюджет (в январе-декабре 2018 г. – 11,3 процента).

В 2019 году в области зарегистрировано 639 коммерческих организаций (в 2018 году – 668) и 3 786 индивидуальных предпринимателей (в 2018 году – 3 521).

В отчетном периоде в районе зарегистрировано 3 коммерческих организации и 22 индивидуальных предпринимателя.

Перспективным направлением для дальнейшего развития сферы малого и среднего предпринимательства является активизации работы существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства.

По состоянию на 1 января 2020 г. на территории области функционировало 18 субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: 13 центров поддержки предпринимательства (в том числе в 2019 году в качестве центров поддержки предпринимательства зарегистрировано 2 организации) и 5 инкубаторов малого предпринимательства. В 2019 году услугами центров поддержки предпринимательства охвачено более 14,8 тыс. клиентов.

Жилищное строительство

Для создания комфортных условий проживания населения во всех регионах республики осуществляется строительство жилья. За 2019 год за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 4 061,9 тыс кв.м жилья (102,4% к 2018 году). С государственной поддержкой в республике введено в эксплуатацию 1 165 тыс кв.м жилья (116,6% к 2018 году).

Индивидуальных жилых домов за прошлый год введено в эксплуатацию 1 770,9 тыс кв.м (102,5% к 2018 году). Все это способствовало улучшению жилищных условий граждан, в первую очередь многодетных семей.

В 2019 году в районе введено в эксплуатацию 2267 кв. метров жилья при задании на 2019 год 1500 кв. метров или 151,1 процента к заданию. Введен в эксплуатацию 20-ти квартирный жилой дом в г.п. Краснополье, общей площадью 997 кв. метров и 1270 кв. метров индивидуального жилищного строительства.

Торговля

По итогам 2019 года оптовая и розничная торговля оказала положительное влияние на формирование ВРП в 4 регионах: в Брестской, Минской, Гродненской и Могилевской областях.

В основном это обусловлено наращиванием объемов розничного товарооборота. Во всех регионах отмечается его рост от 101,4% к 2018 году в Витебской области до 107,7% – в Минской области (по республике –104,2%).

Такая ситуация связана с открытием новых торговых объектов, реконструкцией и модернизацией действующих объектов, проведением акций, а также ростом реальных денежных доходов населения, использованием механизмов потребительского кредитования.

Справочно.

В 2019 году в стране было введено в эксплуатацию 87 торговых объектов, в том числе в Брестской области – 19 объектов, Витебской – 16, Гомельской – 19, Гродненской – 11, Минской – 10, Могилевской области – 10 объектов, г.Минске – 2.

В регионах обеспечена стабильная ситуация на потребительском рынке, в магазинах представлен широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, преимущественно отечественного производства.

В 2019 году субъектами малого предпринимательства было открыто 3 торговых объекта, осуществляющих торговлю продовольственной и непродовольственной группой товаров: «Фортуна», «4 сезона», «Автозапчасти».

Нарастить объемы сервиса и повысить качество услуг позволил открывшийся после реконструкции автозаправочной станции торговый объект под белорусским брендом «ЦiкаVа».

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» созданы дополнительные благоприятные условия для осуществления деятельности в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании в малых городских поселениях и сельской местности. В частности, предоставлен ряд льгот и преференций для субъектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, осуществляющих деятельность на территории сельской местности и малых городских поселений. «Важно сохранить село и дать ему новую жизнь», – отмечал Глава государства.

Продолжают свое развитие внемагазинные формы продаж, в том числе интернет-торговля, торговля по образцам с использованием электронных платежных инструментов и средств платежа. Расширяется сеть объектов системы TAX FREE.

Инвестиционная деятельность

Значительным стимулом для поднятия экономики регионов и, соответственно, всей Республики Беларусь являются инвестиции. Так, выступая в декабре 2019 г. с обращением к депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики Национального собрания шестого и седьмого созывов Глава государства А.Г.Лукашенко подчеркнул, что «экономическое развитие Беларуси будет базироваться на четырех опорах: создание наилучших условий для привлечения инвестиций в нашу экономику, повышение производительности труда за счет стимулирования деловой активности, расширение внешней торговли через освоение новых экспортных рынков, кардинальное изменение ситуации в демографии».

На привлечение инвестиций и трансформацию республики в настоящую IT-страну направлен подписанный Главой государства А.Г.Лукашенко Декрет от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет). «Этот Декрет наряду с пакетом принятых решений для бизнеса должен позволить Беларуси стать на путь опережающего развития», – подчеркнул белорусский лидер.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность регионов нацелена на обеспечение сбалансированности во внешней торговле товарами и услугами.

Важнейшими товарными позициями, поставляемыми на экспорт, являются: молочная и мясная продукция, рыбопродукты, масло рапсовое, газовые плиты, холодильники и морозильники, ткани льняные, чулочно-носочные изделия, обувь, мебель, лекарственные средства, плитка керамическая, изделия из пластмасс, полиамиды, провода изолированные, кабели, стекловолокно, химические продукты, лесоматериалы, сжиженный газ, нефть, черные металлы и изделия из них, уголь каменный, минеральные смешанные удобрения, калийные удобрения, азотные удобрения, древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты, сельскохозяйственная техника, грузовые и легковые автомобили, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, вагоны моторные железнодорожные или трамвайные, шины, цемент, волокна синтетические.

«Диверсификация экспорта, поиск новых рынков – вопрос первостепенной важности, вопрос выживания нашей страны», – отмечал А.Г.Лукашенко. На сегодня диверсификация экспорта товаров республики по рынкам сложилась в следующей пропорции: страны ЕАЭС – 44,2%, ЕС – 25,5%, дальней дуги и иных стран – 30,4%.

Таким образом, регионы расширяют географию поставок продукции при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках (Российская Федерация, Украина, Казахстан, Армения). При этом основное внимание уделяется расширению географии поставок готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и современных материалов на рынки стран ЕС и дальней дуги (в страны Азии, – в первую очередь Китай, – Латинской Америки, Африки).

В экспорте услуг преобладают: услуги трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта, прочие деловые, строительные, туристические, а также телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги.

Одновременно с активизацией внешнеэкономической деятельности проводится работа по рационализации объемов импорта за счет импортозамещения. Привозные товарные позиции в основном представлены сырьем и материалами, не производимыми в республике.

Перспективы
развития регионов страны

Как неоднократно подчеркивал
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «останавливаться на достигнутом
недопустимо», несмотря на поступательное развитие регионов. Применяются новые подходы стимулирования регионального
развития за счет мер, направленных на максимальное раскрытие регионального
потенциала.

Согласно проекту Национальной стратегии устойчивого развития
Республики Беларусь на период до 2035 года, стратегической целью регионального
развития
является создание в регионах равных возможностей для достижения высокого уровня
и качества жизни населения на основе реализации личностного потенциала и
удовлетворения потребностей граждан, рационального размещения производительных
сил, эффективного, сберегающего и развивающего использования ресурсов. Не
только столица и областные центры, но и средние, малые города, сельские
территории Беларуси станут привлекательными для жизни.

Среди главных задач – увеличение доходов от экономической деятельности
путем стимулирования
потенциала саморазвития территорий, улучшение качества жизни и возможностей самореализации
граждан в городской и сельской местности.

Достижение поставленных целей и задач предусматривается по четырем
направлениям.

1. Комплексное развитие и
рациональное размещение производительных сил.

Данное
направление предусматривает развитие территорий как единых
природно-хозяйственных комплексов, ядром которых являются областные центры, 11
городов и районов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (города
Барановичи, Пинск, Новополоцк, Бобруйск, районы: Оршанский, Полоцкий,
Мозырский, Лидский, Борисовский, Солигорский, Молодечненский), а также регионы
перспективного строительства (Островецкий и Петриковский районы) и удаленные от
таких городов, но обладающие значимым производственным потенциалом (Глубокский,
Жлобинский и Кричевский районы). Равномерное распределение этих экономических
центров позволит охватить влиянием всю территорию страны с приданием импульса
развития прилегающим районам.

2. Развитие городов и поселков на
основе «умных» технологий и принципах «зеленого» градостроительства с
повышением эффективности использования ресурсов и улучшением качества среды
проживания населения.

Предполагается внедрить в практику новые стандарты градостроительства и
интеллектуальные системы управления жизнеобеспечением городов на основе
современных информационно-коммуникационных технологий:

развитие производственного сектора и городского хозяйства на принципах
экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) с оптимизацией потоков
потребляемых ресурсов, производственных и коммунальных отходов;

формирование в городах
сбалансированной, низкоуглеродной, безопасной, комфортной и недорогой для
потребителей транспортной системы.

Особое значение имеют повышение эффективности и надежности
жилищно-коммунального хозяйства с улучшением качества услуг для конечных
потребителей; развитие городских сервисов и
экономики совместного потребления с повышением эффективности услуг, увеличением
полезного срока использования материальных ценностей.

Улучшение качества жизни горожан
предусматривает формирование городской среды, основанной на функциональном зонировании,
формировании общественных пространств с учетом интересов различных групп
населения и создании универсальной среды, совершенствовании облика
застройки с комплексной
градостроительной реконструкцией неэффективно используемых территорий
производственных зон, благоустройством озелененных территорий общего
пользования.

3. Повышение устойчивости развития
отстающих районов и сельских территорий.

Планируется
изменить тенденцию интенсивного сокращения демографического и трудового
потенциала отстающих районов и сельской местности, сформировать условия для
роста доходов и качества жизни населения и источников наполнения местных
бюджетов.

Расширение экономических доходов
предусматривается на основе повышения эффективности сельского хозяйства,
диверсификации экономики отстающих районов и села за счет использования местных
ресурсов и развития сферы услуг.

Основу повышения уровня и качества
жизни сельского населения составит развитие транспортной
инфраструктуры, высокоскоростного доступа в сеть Интернет, внедрение для
жителей таких районов возможности работать в режиме удаленного доступа,
получать дополнительное образование.

Предусматривается
активное введение в практику оказания услуг мобильных форм и информационных
технологий, сочетания преимуществ сельского
уклада жизни с городскими стандартами инфраструктурного обустройства и
сервисного обслуживания.

4. Наращивание компетенций и
потенциала саморазвития территорий.

Важно
сформировать инновационно мыслящее, инициативное, готовое к
предпринимательскому риску и активному участию в развитии территорий
сообщество. Особая роль в реализации данной задачи отводится совершенствованию региональной образовательной среды в
интересах устойчивого развития, личностного роста, реализации индивидуальных
способностей.

Важно создать в регионах правовые и институциональные условия повышения
финансовой заинтересованности и самостоятельности органов местного управления и
самоуправления в развитии территорий,
поддержки местной инициативы и сотрудничества административно-территориальных
единиц.

Рассмотрим перспективы развития Могилевской области.

Среди наиболее значимых инвестиционных проектов, реализуемых в Могилевской области, можно выделить:

  • создание предприятия по производству технического углерода в СЭЗ «Могилев» (ИООО «Омск Карбон Могилев»);
  • создание производства по выпуску ориентировано-стружечных плит на территории СЭЗ «Могилев» (ИООО «Кроноспан ОСБ»);
  • создание производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63 дюймов с реконструкцией подготовительного цеха (ОАО «Белшина»);
  • строительство свиноводческого комплекса на 24 000 голов в год в районе д.Перегон Славгородского района (ОАО «Могилевский мясокомбинат»);
  • строительство предприятия производству зерна и датской беконной свинины мощностью 53 000 голов в год в д. Ветка Белыничского района (ИООО «БОННЕТИ»).

ООО «Технопарк «Горки», созданный на базе УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» (г. Горки), рассматривается в качестве инновационной площадки, на базе которой будет сформирован инновационно-промышленный кластер в области аграрных биотехнологий и «зеленой» экономики Горецкого района.

Особое внимание в области будет уделено реализации Программы социально-экономического развития юго-восточного региона Могилевской области на период до 2020 года и наработка «якорных» проектов для их включения в Программу на период до 2025 года.

Справочно.

Программа социально-экономического развития юго-восточного региона Могилевской области на период до 2020 года (далее – Программа) разработана во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. № 235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области», утверждена решением Могилевского областного Совета депутатов от 27 июля 2015 г. № 12-1 и направлена на повышение уровня социально-экономического развития 7 районов области (Кричевский, Краснопольский, Климовичский, Костюковичский, Славгородский, Чериковский, Хотимский) за счет модернизации крупнейших организаций и развития социальной сферы данных районов.

В рамках реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. № 235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области» (далее – Указа № 235) в 2019 году ГЛХУ «Краснопольский лесхоз» проводилась работа по реализации проекта «Создание нового производства на базе деревообрабатывающего производства в д. Кожемякино». В рамках реализации данного проекта завершены работы по строительству цеха деревообработки, выполнено устройство насосной станции, смонтированы инженерные сети, приобретено и смонтировано деревообрабатывающее оборудование. На реализацию проекта ГЛХУ «Краснопольский лесхоз» освоено 1,5 млн. рублей инвестиций в основной капитал, создано 5 новых рабочих мест.

В целях развития сельскохозяйственной отрасли района в 2019 году ОАО «Краснопольский» в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 20 сентября 2018 г. № 383 «Об изменении и дополнении Указа Президента Республики Беларусь» приобретено 20 единиц техники, в том числе 11 единиц за счет средств республиканского бюджета на сумму 524,9 тыс. руб. и 9 единиц за счет средств районного бюджета на сумму 588,6 тыс. рублей.

***

По словам Главы государства А.Г.Лукашенко, прежде всего стоит задача развить экономику регионов и на этой основе решать социальные вопросы, сократив до минимума разрыв в уровне жизни населения, социально-экономического развития территорий.

«Поэтому для того, чтобы здесь дети ваши и внуки жили, надо создать условия. Условия не хуже, чем в лучших местах нашей Беларуси. И перед нами стоит задача прежде всего развить экономику регионов, чтобы были рабочие места и была зарплата для людей», – отметил А.Г.Лукашенко, совершая рабочую поездку по Брестской области
в 2019 году.

«Единственная опасность нашему развитию – никакая не идеология, никакие не средства массовой информации, ни “продвинутые”, ни традиционные, ни интернет, самая большая опасность – в нас самих. Если мы будем на должном уровне поддерживать наше экономическое развитие, если мы каждый год, каждую пятилетку хотя бы понемножечку будем двигаться вперед и прибавлять, наша страна всегда будет стабильной и никто нас никуда не повернет – не сможет. Поэтому главное – экономика», – подчеркнул белорусский лидер.

Материал подготовлен
Академией управления при
Президенте Республики Беларусь.

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *