В небе Кавказа

В первые месяцы войны для помощи Красной Армии и участия в фронтовых операциях было сформировано несколько авиационных групп гражданского воздушного флота особого назначения (далее ГВФ). В эти авиагруппы направлялись лучшие пилоты и штурманы ГВФ.

Давид Минович Кириенко, пилот гражданского воздушного флота с 1938 года, в действующую армию был призван на основании приказа «Об использовании гражданского воздушного флота в военное время». Родился Д.М. Кириенко в 1910 году в деревне Горки, что на Краснопольщине. В звании младшего лейтенанта в сентябре 1942 года  стал пилотом 2-й эскадрильи Закавказской особой авиагруппы. Позже авиагруппа для повышения оперативности и улучшения управления была переформирована в 8-й отдельный авиационный полк ГВФ. Опытный пилот летал на самолётах У-2, ПР-5, ПС-41, хорошо знал их материальную часть. В последние месяцы 1942 года Д.М. Кириенко в составе полка выполнял боевые полёты по обеспечению частей 46-й армии Закавказского фронта. На перевалы Кавказского хребта Маруха, Клухора, Адомза доставлял продовольствие, снаряжение, обмундирование и боеприпасы.  В обратном направлении вывозил раненых бойцов и командиров Красной Армии. Здесь он показал себя бесстрашным воином и подлинным мастером пилотирования в горах при сложных метеоусловиях. Производил посадки на ограниченные горные площадки, подвергающиеся систематическим бомбовым ударам авиации противника. Часто при ухудшении метеорологических условий совершал полёты выше облаков или обходил зоны плохой видимости стороной. Его невооружённый гражданский самолёт неоднократно в воздухе встречался с немецкими истребителями, и тогда Давид Минович по глубоким ущельям, используя маскировочные возможности горных районов, умело уводил свой самолёт от противника. Так, однажды он более 25 минут маневрировал и уходил от атак немецкого истребителя Ме-109 вблизи Геленджика, сумел сохранить свой самолёт и собственную жизнь. Доводилось ему доставлять грузы в отряды крымских партизан. В тыл врага полёты происходили в ночное время обычно с аэродромов Адлер и Агой, находившихся на Кавказском побережье. Маршрут пролегал преимущественно над водной поверхностью Чёрного моря. В качестве ориентиров бесстрашный пилот использовал береговую линию, мысы, бухты, населённые пункты. Хорошим ориентиром для него служил мерцающий свет маяка на мысе Меганом. Боевая работа была напряжённая, часто в день совершал до 13 боевых вылетов, в воздухе проводил 12-14 часов. За время Великой Отечественной войны налетал 1926 часов, из них по выполнению боевых заданий 845 часов, совершил 531 боевой вылет. На фронт доставил 51,15 т боеприпасов, продовольствия и других грузов военного значения. Перебросил на прифронтовые аэродромы 239 человек лётно-технического состава, эвакуировал 54 раненых бойца.

За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и мужество лейтенант Давид Минович Кириенко награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени.

В.И. Лозовик,
старший научный сотрудник Краснопольского
районного историко-этнографического музея.

Поделиться с друзьями
143 просмотров