А. Лукашенко об образовании будущего: нам нужны широкопрофильные специалисты, где IT — естественная компетенция

Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на встрече с педагогическим активом страны призвал подумать над тем, каким должно быть образование будущего, сообщает БЕЛТА.

По словам главы государства, в стране в развитии образования многого добились и все это стало возможным благодаря тому, что постепенно и вдумчиво совершенствовалась система образования. «Для нас было важно не свести образование к сфере услуг, не нацелить только на извлечение прибыли. Я считаю одним из наших значимых достижений то, что мы сохранили возможность для всех абитуриентов получать высшее образование по конкурсу бесплатно», — сказал Президент.

Он заявил, что тем не менее есть к чему стремиться. «Сегодня нам надо найти ответ на вопрос, каким мы видим образование будущего. Об этом многие говорят, предлагают новые модели. Часто все сводят банально к информационным технологиям. Я приверженец простой идеи: не сможет ни сейчас, ни в обозримом будущем ни один айтишник, даже самый продвинутый, накормить, обуть и одеть людей, — сказал Александр Лукашенко. — Да, современные технологии способны вывести на новый уровень развития и сельское хозяйство, и производство в промышленности. Поэтому я всегда говорю, что обучение IT-специальностям само по себе прогрессивно, но оно должно быть на стыке реальных отраслей. Нам нужны широкопрофильные специалисты, где IT — это естественная компетенция».

Президент отметил, что стык IT-образования и другого — биологического, химического, экономического и даже юридического — даст современного человека. «Но надо подумать над другими отраслевыми модулями, посмотреть на будущее. Допустим, химия плюс физика, биология плюс механика или физика. Обсудите, что еще надо, и предложите», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что молодежь также хочет выбирать отдельные модули и элементы учебных программ. «Надо удовлетворить их запрос. Надо услышать их и развиваться вместе с жизнью, опираться на ее потребности», — добавил он.

В будущей пятилетке каждый студент будет иметь свое место в общежитии

Президент Беларуси Александр Лукашенко обещает, что в будущей пятилетке будет достигнута 100%-ная обеспеченность студентов общежитиями.

«На сегодняшний день мы обеспечиваем 89,5% нуждающихся студентов местами в общежитии. А в отдельных областях приближаемся к 100%», — отметил глава государства.

«В этом направлении мы будем двигаться. В будущей пятилетке с общежитиями студентов мы разберемся. Каждый студент будет иметь свое место в общежитии», — сказал глава государства.

Александр Лукашенко отметил, что гордость страны — студенческая деревня в Минске, которая является современнейшим комплексом почти на 10 тыс. мест. «Общежития в нем по условиям проживания теперь на уровне отеля. Пусть 3-звездочного, но отеля», — заметил Президент.

Зарплаты профессорско-преподавательского состава в течение пятилетки доведут до 150% от средней по стране

Зарплаты профессорско-преподавательского состава в течение пятилетки доведут до 150% от средней по стране.

«Безусловно, все достижения общественного образования — это и ваша заслуга. Мы помним это, ценим и стремимся всячески поддерживать вас, в том числе материально. Начато поэтапное повышение зарплаты профессорско-преподавательского состава. В течение будущей пятилетки мы обязательно доведем заработную плату у вас до 150% от средней по стране», — заявил Президент.

«Мы должны видеть человека» — А. Лукашенко поручил к следующей вступительной кампании разработать новые правила поступления в вузы

«По поводу доступности нашего образования сломано немало копий. Удивляет, что отдельные лица от политики, которых в свое время государство выучило бесплатно, ратуют только за платную форму обучения. Это значит, что дети из рабочих семей, пусть даже талантливые и умные, просто не смогут себе позволить такую роскошь, как высшее образование, — сказал белорусский лидер. — Путь, который выбрали многие страны, разделив общество на элиту и рабочий класс, на тех, кому доступна и недоступна привилегия учиться в университетах, нам не подходит».

«Вы знаете мою позицию. У нас каждый, пусть даже из самой глубинки, может стать студентом, если имеет знания и желание учиться. Этому принципу должна соответствовать система вступительных экзаменов. При отборе в вуз приемной комиссии необходимо видеть человека, а не только (и не столько, может быть) результат тестирования. Министру образования дано поручение проработать этот вопрос», — сказал глава государства.

Александр Лукашенко отметил: как преподаватель, хорошо знает, что такое разговаривать с глазу на глаз, видеть человека. «Должен сказать, что системой тестирования в лучшие вузы страны мы отсекаем трудолюбивую способную молодежь, родители которой, будем прямо говорить, не входят в элиту нашей страны. Нет у них родителей-бизнесменов, больших денег… Сама система не дает возможности поступить в вузы ребятам, скажем, из сельских школ, где преподавание еще немножко ниже, чем в крупных городах, в Минске. Где нет такого репетиторства, что можно дополнительно получить знания», — считает Президент.

«Не надо думать, что все преподаватели коррупционеры и прочее… Все-таки, это патриоты, как мы вначале сказали. Так если это патриоты, они должны, они умеют рассмотреть в абитуриенте будущего настоящего гражданина. За тестированием, при всех его положительных качествах, мы этого не видим. Поэтому, взяв лучшее из прошлой системы поступления в вузы, тестирование, которое мы уже прошли (шишки набили), взяв все лучшее, поставлена задача перед Министерством образования к следующей вступительной кампании создать новые правила поступления в вузы», — заявил глава государства.

Он добавил: конечно же, предполагаемые нововведения будут широко обсуждаться. «Поставлена такая задача — в рамках работы над Кодексом об образовании совершить и эту работу. Ее надо сделать в кратчайшие сроки», — резюмировал Александр Лукашенко.

Не будем заниматься своими детьми, ими займутся чужие учителя этой жизни

Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркивает важность качественной работы с молодежью в учебных заведениях.

«Не будем заниматься своими детьми мы — ими займутся чужие учителя этой жизни. И тогда в истории независимой Беларуси, которую должны продолжить наши дети, можем поставить точку. Даже жирную», — сказал глава государства.

Александр Лукашенко констатировал, что, к сожалению, по сравнению с советским периодом произошел откат назад в работе с молодежью. «Каждый университет, институт, факультет должен иметь набор таких механизмов работы. И альтернатива виртуальной жизни должна быть интересной», — уверен Президент.

«Вы знаете, что происходит с молодежью, которая остается один на один с информационным пространством. Я прямо говорю: там ею уже занимаются другие воспитатели, зарубежные идеологи, а иногда и преступники. И то, что сегодня происходит с некоторыми нашими детьми, это вопрос не только к родителям, но и ко всем нам, всей системе нашего образования», — подчеркнул белорусский лидер.

Он также отметил важность учить студентов мыслить, делать самостоятельные выводы, выходить за рамки программы, самообразовываться. «Но не теряя связи с государственной идеологией. И не надо бояться этого слова. Покажите мне хоть одну сильную и самодостаточную страну в мире, которая не придает этой теме большое значение», — заметил Президент.

В Беларуси продолжат внедрять модель «Университет 3.0»

«Мы реализуем модель „Университет 3.0“. Она представляет собой симбиоз образования, науки и предпринимательства, успешно развивается на базе восьми вузов. И обязательно продолжим внедрять эту модель дальше», — заявил глава государства.

Александр Лукашенко отметил тот факт, что в настоящее время в вузах проводятся фундаментальные и прикладные исследования, а это говорит о достойном уровне отечественного высшего образования и подготовки научных кадров высшей квалификации.

По показателям в сфере образования, согласно отчету ПРООН, Беларусь входит в тридцатку наиболее развитых стран мира. «Среднее европейское, по мировым меркам совсем небольшое государство, мы увеличили экспорт образовательных услуг, обучаем на 20 тыс. больше иностранных граждан, чем в первые годы нашей независимости. И то, что к нам поехали учиться иностранцы, говорит о многом. Это конкретный и весомый аргумент в пользу качественного образования», — подчеркнул белорусский лидер.

В стране развивается практико-ориентированная подготовка специалистов с высшим образованием, в вузах лаборатории и образовательные центры работают совместно с ведущими мировыми компаниями.

«Наши показатели распределения и трудоустройства выпускников находятся на уровне почти 100%. А ведь в конце 1990-х — начале 2000-х проблема направления на работу существовала», — заметил Александр Лукашенко.

Удаленное обучение не заменит живую лекцию или общение в студенческой группе

«Удаленное обучение не заменит живую лекцию или общение в студенческой группе, занятия, на которых происходит обмен не только знаниями, но и энергией, где молодежь осваивает важнейшие в жизни навыки — коммуникабельность, способность к публичным выступлениям, аргументированному изложению своей точки зрения», — сказал Президент.

Александр Лукашенко отметил, что сейчас, в период пандемии, вокруг темы дистанционного образования много суеты. «Для нас весьма очевидным стало отставание тех учреждений, где использование этой формы обучения носило формальный характер. Одни делали вид, что учат, а другие — что учатся. Думаю, все сделали выводы о своей готовности или неготовности идти в ногу со временем», — заявил глава государства.

Президент считает, что дистанционное образование должно стать одним из вспомогательных элементов. Но педагог, учитель, преподаватель, живое общение с ними были и останутся главными. «И пусть те, которые мечтают всю систему школьного и высшего образования перевести в электронный формат, объяснят, как можно дистанционно научить будущего хирурга, особенно на начальной стадии, проводить операции», — отметил он.

БЕЛТА.

Поделиться с друзьями