Электробезопасность при работах вблизи воздушных линий электропередачи

В настоящее время продолжают иметь место случаи электротравматизма и повреждения грузоподъемной и уборочной техники при производстве строительных, сельскохозяйственных и других работ.

В текущем году, 19.08.2020 года в Барановичский сельский район электрических сетей (далее – РЭС) РУП «Брестэнерго» поступило сообщение о попадании под напряжение водителя автомобиля. Индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ осуществлял выгрузку зерна на площадке хранения. После выгрузки, не опуская кузова, продолжил движение к выезду, задев при этом провод воздушной линии 10 кВ (далее – ВЛ). Выйдя из кабины и увидев загоревшиеся передние колеса, при посадке в кабину автомобиля был смертельно травмирован электрическим током.

Аналогичный случай произошел 01.09.2020 года в г. Гомеле. В городской РЭС филиала «Гомельские электрические сети» поступила информация об обрыве провода ВЛ-10кВ самосвалом при разгрузке песка и возгорании техники. При выяснении причин и обстоятельств происшествия установлено, что автомобиль МАЗ 5551, принадлежащий строительному тресту № 14 г. Гомеля, при выгрузке песка в охранной зоне ВЛ установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ. При выгрузке песка (подъеме кузова) приблизился и зацепил провод ВЛ, в результате произошел его обрыв и возгорание автомобиля. Персоналом Гомельского городского РЭС ВЛ была отключена и допущен персонал МЧС для тушения автомобиля.

Вышеуказанные случаи стали следствием пренебрежения требованиями действующих Правил охраны электрических сетей.

Обеспечение бесперебойного электроснабжения потребителей – это задача, требующая установления особого режима охраны электрических сетей и его неукоснительного соблюдения всеми предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.

Земельные участки, входящие в охранные зоны ВЛ, не изымаются из сельскохозяйственного оборота или иного использования. Охрана электрических сетей становится наиболее актуальной в период массового выхода крупногабаритной и другой техники на поля для выполнения посевных работ, заготовки кормов, уборки урожая, проведения строительных и других работ.

Водители, управляющие крупногабаритной техникой, привлекаемые для выполнения сельскохозяйственных работ и грузоперевозок, обязательно должны пройти целевой инструктаж по безопасной работе в охранных зонах ВЛ.

При выполнении работ вблизи ВЛ на металлических корпусах машин и механизмов, а также на металлических трубопроводах, других металлоконструкциях могут наводиться опасные электрические потенциалы.

Выполнение работ с применением высокогабаритных машин и механизмов в охранной зоне воздушных линий должно проводиться по наряду-допуску и быть согласовано с владельцами электрических сетей, в ведении которых находится воздушная линия.

Проезд машин и механизмов под проводами воздушной линии по проселочным дорогам и вне дорог рекомендуется производить вблизи опор и поперек оси ВЛ. При этом высота машин не должна превышать 4,5 м.

Запрещается:

  • работа погрузчиков под проводами воздушной линии;
  • транспортировка высокогабаритных грузов и складирование материалов, стоянка машин и механизмов в охранной зоне воздушной линии;
  • отсыпка грунта и движение машин с поднятым кузовом, кранов с поднятой стрелой;
  • нахождение обслуживающего персонала на машине вне кабины или защитного козырька, выполнение ремонтно-профилактических работ.

В случае соприкосновения машины или механизма с проводом запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине. 

При соприкосновении провода воздушной линии с машиной водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободиться от провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен немедленно сообщить о случившемся владельцу электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Если в результате соприкосновения с воздушной линией машина загорелась, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее нужно «гусиным шагом», не отрывая ног друг от друга, до снятия напряжения или на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины.

При обнаружении повреждений воздушных линий и обрыве проводов нельзя приближаться на расстояние менее 8 метров к месту обрыва. О всех случаях повреждения ВЛ необходимо срочно сообщить дежурному персоналу района электрических сетей и принять меры по недопущению попадания людей в опасную зону.

Краснопольская районная энергогазинспекция.

Поделиться с друзьями
234 просмотров