Транзит меняет курс или Почему Литва загоняет себя в экономическую ловушку?

Межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты недавно подписали в Москве министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко и министр транспорта России Виталий Савельев. Накануне его одобрил Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Это соглашение не случайно назвали историческим. Речь идет об организации сотрудничества в области транспортировки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных для экспорта в третьи страны через морские порты России, передает БЕЛТА. Документ предусматривает перевалку более 9,8 млн тонн грузов белорусскими предприятиями в российских портах на Балтике в 2021—2023 годах. В будущем договор может быть продлен. Речь идет о таких товарах, как мазут, бензин и масло. Нефтепродукты, произведенные на белорусских НПЗ, будут транспортироваться в порты России по железной дороге. Документ определяет предельные ставки на подвижной состав и услуги по перевалке грузов в морских портах России. Примечательно, что стороны гарантируют отсутствие повышения тарифов, кроме ежегодной генеральной индексации. Российские партнеры также гарантируют предоставление подвижного состава для перевозки белорусских нефтепродуктов. Почему изменилась белорусская логистика?

Для общего блага

Активно обсуждать вопрос «обнуления» балтийских портов и переброски большей части экспортных грузов на морские терминалы России начали полгода назад. Президент Александр Лукашенко во время встречи с сотрудниками «Савушкина-Орша» в августе прошлого года пообещал ответ Беларуси на введение санкций рядом стран. «Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — сказал Глава государства. Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь уже проходила период санкций. «Выжили. Выживем и сейчас. Мир не без добрых людей. Поэтому нас пугать не надо», — сказал он.

Эксперты считают, что Литва фактически стала слабым звеном на пути белорусского транзита. «Невозможно понять литовскую логику, потому что этой логики нет. И, соответственно, когда у вас серьезный бизнес, а это не табачный киоск, это бизнес на многие-многие миллионы евро или долларов, и серьезный бизнес не может быть успешным в непредсказуемых условиях с непредсказуемым партнером. Литва — это непредсказуемый партнер», — сказал 1tv.ru руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.

Белорусский лидер не бросает слов на ветер. Еще одно подтверждение тому — межправительственное соглашение о перевалке нашей продукции через российские порты. И (что немаловажно) без экономических потерь для отечественных производителей. Глава Минтранса Беларуси сообщил, что ведется большая работа по заключению необходимых договоров с операторами грузового транспорта. «Я очень рад, что нам удалось договориться и одновременно планируется подписание соответствующих коммерческих контрактов», — сказал Алексей Авраменко. По данным Минтранса России, необходимые контракты подписаны между белорусским и российским бизнесом. Соглашение открывает новые возможности по открытию альтернативного маршрута поставки нефтепродуктов на экспорт", — резюмировал Алексей Авраменко.

Министр транспорта России Виталий Савельев назвал подписание соглашения историческим событием. По его словам, стоимость услуг для белорусских поставщиков в российских портах ниже, чем при транспортировке через порты Прибалтики. «Все российские хозяйствующие субъекты пошли на существенные скидки, исходя из объемов, предложенных белорусской стороной», — сказал глава Минтранса России. «Мы считаем, что это соглашение было подписано к удовлетворению обеих сторон, и оно даст пользу и России, и Беларуси», — заключил Виталий Савельев.

Перевалка начнется в марте

«Это будет наше хорошее партнерское взаимодействие. Взаимная помощь, — заявил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, передает tvr.by. — Мы будем рады экономически. Это дополнительные грузы, это развитие нашей экономики, в том числе наших портовых мощностей. Это увеличение товарооборота между нашими странами, что тоже скажется в плюс. Есть терминалы, которые готовы работать уже завтра, есть те, которые строятся и готовы работать послезавтра».

Соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов заключено по формуле take-or-pay, наши экспортеры не привязаны к количеству, но чем больше они перевезут, тем дешевле, сообщает ont.by. Ожидается, что первые белорусские внешнеторговые грузы будут отправлены через морские порты России в марте.

Основным станет порт Усть-Луга. Сегодня это одна из самых современных площадок в России. Это универсальный транспортный комплекс, который предоставляет услуги по перевалке более 20 видов грузов. Согласно федеральной программе развития морских портов, к 2024 году Усть-Луга должна стать крупнейшим транспортным хабом на Балтике.

В будущем — лес и калий

Беларусь готова обсудить переориентацию перевалки экспортных поставок калийных удобрений через российские порты. Об этом заявил министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко, передает БЕЛТА. «Мы тестируем эти маршруты на примере нефтепродуктов, и в будущем мы готовы обсуждать эти вопросы с нашими коллегами. Это не только калийные удобрения, но и лесные грузы, грузы машиностроительного комплекса и т.д. », — сказал Алексей Авраменко.

«Этот вопрос требует более детальной проработки с точки зрения пропускной способности, портовой инфраструктуры», — добавил он. Готовность российской стороны рассмотреть возможность перевалки белорусских калийных удобрений и других грузов через порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области подтвердил министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев. «Мы продолжим работу по другим продуктам, производимым в Беларуси», — отметил он.

Кстати, как сообщает rubaltic.com, в Усть-Луге сдан в эксплуатацию терминал по перевалке минеральных удобрений. Выход на полную мощность в 12 млн тонн намечен на конец 2021 года.

Нет перспектив

На Минск приходится 30% грузооборота Клайпедского порта, среди насыпных грузов доля белорусской продукции достигает почти 100% благодаря Беларуськалию, передает iz.ru. Только в 2019 году через Клайпеду прошло 15,5 млн тонн белорусских грузов, в том числе 9,8 млн тонн калийных удобрений. В том числе благодаря этому Клайпедский порт обеспечивает 6-7% ВВП Литвы и дает работу 58 000 человек (треть населения Клайпеды). Только за девять месяцев прошлого года литовская сторона получила 23,7 миллиона евро за перевалку белорусских нефтепродуктов. В этом году они точно не увидят этих денег.

Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве России, сказал Baltnews, что Клайпедский порт вместе с Вентспилсским свободным портом в Латвии является крупнейшим в странах Балтии, и потери белорусского транзита будут очень чувствительными.

«Странам Балтии будет достаточно сложно сделать Клайпедский порт конкурентоспособным без белорусской продукции. Особенно, если вспомнить, что Литовская железная дорога тоже неплохо зарабатывает, перевозя грузы из Беларуси, в том числе навалочные грузы», — сказал эксперт.

Клайпедский порт ждет крах из-за того, что инвесторы откажутся от крупных вложений в его инфраструктуру после переброски белорусских грузов в Россию, заявил руководитель Центра политико-экономических исследований Института нового общества Василий Калташов. «Основная идея коммерческого планирования — учитывать перспективу, и эта перспектива очень неблагоприятна для Литвы. С такими последствиями действий литовских государственных дам и мужей Клайпедский порт обречен. У него нет никаких перспектив, потому что с потерей белорусского транзита он теряет все, и российского транзита тоже не будет», — добавил экономист.

Эксперт подчеркнул, что без инвестиций в структуру порта доходы литовского бюджета будут значительно сокращены, что негативно скажется на экономике страны в целом. «С точки зрения инвесторов, это означает, что любые инвестиции, которые будут сделаны в литовскую экономику или которые уже были сделаны, должны быть скорректированы с учетом того, что рынок сократится», — сказал он.

«Литва не получит значительной транзитной выгоды. В результате внутренний спрос ослабнет, инфраструктура в нынешнем виде не будет востребована и начнет разрушаться. Так что это угасающая экономика. В такой ситуации правильная стратегия — не новые инвестиции, а вывод капитала», — пояснил Калташов. По мнению аналитика, тенденция к снижению Клайпедского порта сохранится и в ближайшие десять лет.

Растянут на металлолом

Эксперты говорят, что транзитные контракты действуют надолго. «В нынешнем режиме Клайпеда проработает еще год-два. Но постепенно транзит уйдет. Портовые мощности станут ненужными, порт будет растянут на металлолом», — спрогнозировал ситуацию iz.ru руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.

Он добавил, что Литва понесет значительные потери. «Вильнюс, видимо, не просчитывает последствия. Иначе я бы не стал проводить такую ​​самоубийственную политику. Возможно, у партий и элит будет достаточно денег на собственное выживание, но власть не думает о гражданах. Ведь за годы независимости республику покинула треть населения. Никого не волнует, что уедет еще треть», — отметил Николай Межевич.

Владимир Шаповалов, заместитель директора Института истории и политики МГПУ, заметил, что «если российско-белорусский транзит уйдет из Прибалтики, инфраструктура придет в упадок. Порты были построены для огромного Советского Союза. Теперь они будут обслуживать три небольшие страны с крохотным внутренним рынком», — подчеркнул эксперт. В долгосрочной перспективе, прогнозирует rubaltic.ru, страны Балтии при всей их географической привлекательности окажутся на периферии трафика из ЕС.

Бывший министр иностранных дел Литвы Павилас Гилис считает, что причина экономического кризиса в стране кроется в «элите» и носит системный характер. «Мы живем в условиях политического, правового, морального и экономического кризиса, и, возможно, главной причиной этого является идиотизм нашей «элиты», — заявил Гилис порталу Pozicija.

zviazda.by

Поделиться с друзьями
75 просмотров