Общественное мнение – за порядок, стабильность, суверенитет и независимость

По заказу БЕЛТА с 12 января по 8 февраля 2021 года Аналитическим центром ЕсооМ с привлечением фонда «Украинская политика» и во взаимодействии с аккредитованными в Беларуси социологическими центрами проведен республиканский опрос общественного мнения «Социальное мышление».

С использованием бумажных анкет и планшетов опрошено 9896 респондентов в 108 населенных пунктах всех регионов Беларуси с соблюдением принципа репрезентативности для граждан от 18 лет по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Статистическая ошибка выборки не превышает 2,5%.

Двухэтапному полевому исследованию предшествовал пилотажный телефонный опрос, позволивший подготовить необходимый инструментарий и выстроить тактику сбора первичной социологической информации. На первом этапе проведен территориальный опрос экономически активного населения, по результатам которого принято решение о проведении второго этапа с более широким охватом различных категорий граждан. Помимо заполнения формализованных анкет перед интервьюерами ставилась задача изучения запросов и ожиданий общества, сбора предложений населения по совершенствованию политики государства в различных сферах. Акцент делался на открытых вопросах, позволяющих максимально учесть личную точку зрения респондентов. Полученные результаты позволяют дать объективную характеристику общественного мнения жителей Беларуси.

Так, согласно социсследованию, Президенту Беларуси доверяют 66,5% жителей Беларуси.

Бабарико – 2,5%, Тихановской – 1,5%, Латушко – 1,3%, Гайдукевичу – 1,9%, Головченко – 3,8%, Румасу – 0,4%, Кочановой – 4,4%, Макею – 2,4%. Никому из представителей власти и политикам не доверяют 5,8% опрошенных.

72,4% белорусов не поддерживают акции протеста, проходившие в нашей стране в августе 2020 года. Их поддерживают 6%.

57,8% респондентов уверены, что действия государства, направленные на пресечение уличных протестных акций, обоснованы.

Белорусы уверены – акции протеста оказывают негативное воздействие на качество жизни населения. Такая позиция у 75,9% респондентов.

На вопрос: как вы относитесь к публичному использованию бело-красно-белого флага, отрицательно ответили – 62,1%. Вместе с тем 17,6% высказали свое безразличие.

30,9% белорусов не знают, чьи интересы выражают лидеры оппозиции, 23,0% считают, что интересы Запада, 17,2% – только свои собственные интересы.

Белорусской оппозиции в целом не доверяет 38,2% жителей страны.

Важный вопрос, заданный белорусам: соответствует ли действующая Конституция потребностям общества и государства? 57,8% считают, что соответствует. И всего 9,2% уверены, что не соответствует.

Белорусы нацелены на дальнейшее выстраивание взаимовыгодного сотрудничества с Россией – 71,2%, с Европейским Союзом – 31,5%, Китаем – 27,4%, с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) – 23,6%, с США – 10,3%.

Отвечая на вопрос, какие достижения суверенной Беларуси нужно сохранить, 72,9% опрошенных отмечают порядок и стабильность в стране, 57,3% – суверенитет и независимость,

54,2% – уровень оказания медицинских, образовательных услуг, 48,9% – качество продуктов питания и товаров промышленного производства, 39,3% – социальную направленность внутренней политики, 36,6% – уровень жизни и благосостояния граждан,

18,8% – развитие атомной энергетики, 12,7% – достижения в спорте.

Среди зарубежных политических деятелей наибольшим доверием пользуются лидер КНР Си Цзиньпин (51,3%) и президент России Владимир Путин (49,7%). Значительно меньшим уровнем доверия обладают Ангела Меркель (26,4%) и Джозеф Байден (18,4%). Наименьший рейтинг доверия у лидеров Латвии и Литвы – Эгилса Левитса (1,5%) и Гитанаса Науседы (9,5%). Если посмотреть по рейтингу недоверия, то наибольшим недоверием среди населения пользуются президент Польши Анджей Дуда (47,7%), а также президент Литвы Гитанас Науседа (39,7%) и президент Украины Владимир Зеленский (38,7%).

Из белорусских политических деятелей для белорусов наиболее авторитетен Лукашенко – 49,6%, Кочанова – 4,83%, Головченко – 4,12%, Бабарико – 3,4%, Андрейченко – 2,3%, Румас – 2,26%, Макей – 2,18%, Тихановская – 1,94%, Гайдукевич –1,45%, Карпенко –1,08%, Латушко – 0,9%, Цепкало – 0,82%, Мясникович – 0,55%, Колесникова – 0,47%, Рогачук – 0,42%, Тихановский – 0,38%, Сидорский – 0,35%, Семашко – 0,32%, Ермошина – 0,2%, Караник – 0,18%, Заяц – 0,15%, Статкевич – 0,15%, Караев – 0,13%, Дмитриев – 0,11%, Кобяков – 0,1%, Северинец – 0,07%, Лебедько, Позняк и Черечень – 0,05%.

Также 54,1 процента назвали Александра Лукашенко человеком года.

По материалам БелТА.

Экспертный комментарий

Итоги республиканского опроса общественного мнения «Социальное мышление» мы попросили прокомментировать депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члена Постоянной комиссии по международным делам Сергея Александровича Сыранкова:

– Прежде чем дать оценку проведенному недавно в нашей стране масштабному социологическому исследованию и прокомментировать его отдельные аспекты и итоги, считаю необходимым дать определение такому понятию, как «социальное мышление» в частности и попытаться обосновать необходимость и достоверность проведения социологического опроса на данную тематику в общем.

Под «социальным мышлением» понимают мышление, ориентированное на познание объективной социальной действительности людей и социальных групп, а также взаимоотношений между ними. То есть социальное мышление – это своего рода зеркало состояния общества, которое отражает его отношение к происходящим в социуме процессам. И для того, чтобы предвидеть негативные тенденции и своевременно управлять ситуацией, власти и общественным институтам крайне важно на постоянной основе «сверять часы» с настроениями в обществе.

Именно социология позволяет всесторонне и глубоко изучить реальную обстановку, обнаружить наличие тех противоречий в отношениях между людьми, которые обусловливают появление социальных конфликтов, выявить их источники и принять на основе полученных результатов и рекомендаций научно обоснованные управленческие решения.

Буду откровенен, что этот эффективный механизм используется у нас редко и зачастую в ситуациях, когда перед органами государственной власти ставятся новые задачи, вызванные изменившимися обстоятельствами, необходимостью реформирования общественной жизни, ее реорганизации или модернизации.

Говоря непосредственно о проведенном опросе, отмечу, что у меня нет никаких сомнений по поводу достоверности его результатов, ведь независимыми экспертами было опрошено более 10 тыс. респондентов, представляющих все слои общества и возрастные группы, хотя для объективной картины в нашей страны достаточно было и чуть более 2 тысяч. Да и в текущей общественно-политической ситуации, особенно накануне шестого Всебелорусского народного собрания, когда делегаты определялись по основным векторам развития государства, любое искажение или фальсификация полученных данных было бы сродни выстрелу себе в ногу и в конечном итоге привело бы к необратимым последствиям.

Какие результаты опроса, на Ваш взгляд, характеризуют настроение белорусов, и необходимо ли учитывать их в принятии политических решений в дальнейшем?

– На мой взгляд, главный показатель – уровень доверия Президенту, институтам власти гражданского общества. Так, Главе государства доверяют 66,5% опрошенных, наибольший уровень доверия армии – 69,2%, церкви – 66,8%, правительству – 57%, правоохранительным органам – 51,9%.

Важный момент заключается также в том, что чуть менее половины граждан относят качество жизни белорусов к достижениям нашей суверенной страны, а 58,5% рассматривают его повышение в качестве общенациональной цели. Таким образом, белорусы осознают, что многое зависит от каждого лично, а развитие государства и общества идет в правильном направлении.

Чем вызвано падение рейтинга доверия к лидерам оппозиции?

– По оценкам социологов, на сегодня белорусской оппозиции в целом не доверяет 63,4% респондентов, доверяет всего лишь 17,2%. О какой поддержке со стороны наших граждан может идти речь, если из уст представителей белорусской оппозиции постоянно доносятся призывы к международным санкциям в отношении наших предприятий, призывы к действиям, которые прямо или косвенно приведут к ухудшению благосостояния населения. В качестве примера можно привести постоянные призывы к забастовкам на валообразующих государственных предприятиях, к саботажу международных спортивных мероприятий, постоянные попытки парализовать внешнеэкономическую деятельность Беларуси и создать препятствия в выполнении ими международных договорных обязательств.

По степени доверия к зарубежным политическим деятелям лидер КНР Си Цзиньпин опережает президента России Владимира Путина. Чем это объясняется?

– Российская Федерация является не только стратегическим партнером, но и союзным для нас государством. Однако доля сотрудничества с Китайской Народной Республикой в последние годы также выходит на принципиально новый уровень стратегического партнерства. Реализация ряда масштабных проектов, сотрудничество в научно-технической сфере дают свои положительные результаты. Стремительное развитие Китая происходит благодаря прагматизму и гибкости руководства КНР, которое идёт в ногу со временем, живет интересами китайского народа. Китай вышел на уникальный путь развития. И этот путь заслуживает огромного внимания, ведь Республика Беларусь своей главной целью также видит строительство справедливого социального государства, государства для народа. Поэтому белорусы высоко оценили деятельность Председателя КНР Си Цзиньпина, которая во многом соответствует их предпочтениям.

Работа по подготовке к внесениям изменений в Конституцию РБ идет уже давно. А как быть с тем фактом, что 57,8% белорусов считают действующую Конституцию соответствующей потребностям общества и государства?

– Я являюсь секретарем по идеологической работе Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси. Еще на начальном этапе формирования предложений по внесению изменений в Основной закон члены нашей партии, Центральный Комитет исходили из того, что Конституционные нормы и положения в полной мере отвечают программным положениям нашей партии. Конституция за 27 лет показала свою достаточно серьезную работоспособность. Поэтому не следует заниматься реформированием Конституции только ради ее реформирования, мы не должны потерять лучшее из прежнего опыта. Что касается внесения изменений, то это нужно делать аккуратно и точечно, где каких-либо корректировок требует современная действительность.

Фото Натальи КОЗИК.

Поделиться с друзьями
50 просмотров