В июне жары не будет. Какие еще аномалии приберегла для нас природа в ближайшем будущем

Изменение климата — реальность и общемировая проблема. Актуальна она и для Беларуси. Такова квинтэссенция выступлений специалистов в ходе пресс-конференции, посвященной совершенствованию климатической политики, пишет агентство «Минск-Новости».

Как отмечает первый заместитель начальника Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Светлана Кузьмич, за всю историю инструментальных наблюдений — а ведутся они с 1881 г. — периоды потепления регулярно чередовались с периодами похолодания. Однако современное изменение климата началось в 1989 г. резким повышением температуры воздуха зимой и продолжается по настоящее время.

— За период с 1989 г. среднегодовая температура воздуха на территории Беларуси повысилась в среднем на 1,3 градуса, — детализирует специалист. — Причем температурная аномалия распространяется неравномерно: наименьшие отклонения зафиксированы на станциях в Кличеве и Лельчицах, наибольшие — до полутора градусов — в Витебске и Пинске.

Согласно мониторингу изменений климатических параметров, который ведет Белгидромет, 2020-й со среднегодовой температурой 9,1 °С стал самым теплым годом на территории Беларуси за всю историю метеонаблюдений. До этого рекорд был за 2019-м — 8,8 °С. Средняя скорость роста среднегодовой температуры на территории нашей страны — 0,4 °С за 10 лет, что превышает среднее значение по Земному шару, которое оценивается в 0,1–0,3 °С.

В последнее время температура у нас выше нормы в каждом месяце, кроме мая. А помимо изменений температурного фона стало больше засушливых периодов (в целом уже третий год подряд отмечается недобор среднегодовых сумм осадков) и меньше — дней с устойчивым снежным покровом.

Один из аспектов изменения климата — увеличение экстремальности метеорологических явлений. Так, за 18 дней мая выпало 173 % месячной нормы осадков.

Впрочем, отмечает директор Института природопользования НАН Беларуси Сергей Лысенко, в оценках климата нужно полагаться на серьезные расчеты — судить о нем по погоде за окном как минимум недальновидно.

— Тем не менее, и это бесспорный факт, — продолжает ученый, — еще никогда в известной нам истории планеты — а мы располагаем палеоклиматическими данными более чем за 8 000 лет — температура не росла такими темпами, как сейчас. Большинство ученых сходятся во мнении, что это следствие антропогенной деятельности и вызвано увеличением содержания углекислого газа в атмосфере.

Между тем глобальное повышение температуры — явление сложное. В рамках единой устойчивой тенденции можно выделить циклы различной периодичности, обусловленные, помимо воздействия человека, еще и естественными причинами. Таким образом, прогнозировать изменения в долгосрочной перспективе сложно, но, констатирует ученый, возможно. Работа в этом направлении ведется большая, в том числе на основе технологий так называемого машинного обучения.

— В ближайшие два десятилетия можно ожидать медленного увеличения количества летних осадков и замедления летнего потепления, — делает попытку заглянуть в будущее ученый. — С 2010 г. летнее потепление замедлилось в два раза. Это полезно прежде всего для агроценозов.

Что касается более прозаических краткосрочных прогнозов, то, по мнению С. Лысенко, нас ждет вполне среднестатистический июнь в рамках климатической нормы со среднемесячной температурой 16,2–16,8 °С — жары не будет.

Поделиться с друзьями
480 просмотров