Есть такая профессия – «сеять разумное, доброе, вечное»

Лилия Степановна Евмушкова – председатель первичной организации ОО «Белорусский союз женщин» ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье» , учитель физической культуры и здоровья названного учреждения образования.

Прививает детям любовь к физической культуре и здоровому образу жизни, формирует разносторонне развитую личность, настраивает своих учеников не пасовать перед трудностями, стремиться к достижению намеченных целей, учит правильно оценивать собственные возможности и получаемые результаты, объясняет, как важно дружить и подставлять плечо другу, а ещё – любить свои родные места, ведь только научившись любить малую родину, можно говорить о любви к стране, людям – вот таков алгоритм работы педагога с учениками, если кратко.

– Педагог – профессия нелегкая, но интересная. Педагог во всем и везде должен быть на высоте, постоянно совершенствоваться. Будучи всегда на виду, и за стенами школы он должен оставаться в своем статусе, – делится размышлениями о своей профессии Л.С. Евмушкова. – Сегодня в обучении детей очень важна личность учителя, человеческий фактор. Знания сейчас можно получить из разных источников: посредством Интернета, образовательных проектов и т.д. Но вот зажечь искорку интереса к знаниям, передать любовь, воодушевить – это может дать только учитель.

Я очень не люблю слово «заставить». Я выбираю тактику вести детей за собой, прилагаю усилия к тому, чтобы они, сами того не замечая, учились преодолевать трудности. На мой взгляд, урок физической культуры, – один из тех предметов в школе, который дает детям прочный фундамент для укрепления духа, силы воли, формирования различных умений, навыков, мотивирует развивать физические качества, которые будут с ними на протяжении всей жизни.

Чтобы урок был не скучный, чтобы ребята проявляли интерес к спортивной информации, к выполнению упражнений – такие задачи ставит перед собой учитель. Причем стремится сделать всё ненавязчиво, чтобы каждый ученик проникся важностью и полезностью учебного процесса. Современные дети не любят наставлений, указаний, но они откликаются на уважение к ним как к личности, к их проблемам, на уважение к их праву выбора и способностям. Они не всегда ведут себя правильно, но лучше всего реагируют, когда к ним относишься как к взрослым. Они нуждаются в том, чтобы их поняли. И лучший способ сделать это – общаться.

– Я проработала в школе более 30 лет, – говорит Лилия Степановна. – Наше поколение на данный момент можно назвать уже старожилами школы. Дети чутко улавливают, насколько мы стремимся шагать «в ногу со временем». А мы стараемся донести до них, что, хотя они и знают, как эффектно выложить фотографию в социальных сетях, но есть вещи, в которых мы разбираемся лучше.

Ничто не может заменить живое общение. Наряду с виртуальными друзьями обязательно должны быть и реальные – такие акценты расставляет педагог при обсуждении с детьми плюсов и минусов Интернета. Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам – о важности этих слов говорит как своим сыновьям, так и ученикам. «Сеять разумное, доброе, вечное» – в этом предназначение учителя. И делиться не просто знаниями, а добрыми, мудрыми истинами.

– Я всегда говорю ребятам: добро, которое вы сделали, рано или поздно возвратится к вам добром. Учу, что нужно поддерживать ближнего в сложной ситуации, что надо уметь радоваться не только своим победам, но и за другого человека, когда он достигает успеха, – продолжает мысль Лилия Степановна. – Бывает, что на занятиях по физкультуре у некоторых ребят проявляется неуверенность в себе. В большинстве случаев она основывается на сравнении с кем-то. И тогда нужно поддержать такого ребенка. Я объясняю: «Если кто-то лучше тебя сделал, это не значит, что ты хуже. Если данное упражнение у тебя не получается, то это не значит, что не получатся другие. Не нужно быть кем-то, важно быть собой».

Главное для учителя – уметь найти к ребенку подход и дать возможность ему раскрыться. То есть подобрать «ключ» к его душе, суметь стать для него авторитетом. Помимо развития мышления ребенка средствами своего предмета, важной задачей считает научить его трудиться: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

– Мы не только учим детей, мы их и воспитываем. Воспитываем коллективизм, что осуществляется в совместной деятельности, совместном времяпрепровождении, тех же походах, где ребята учатся заботиться о других, умению подчинять при необходимости личные интересы общественным, параллельно справляются со своими страхами. К тому же в походах по родному краю прививается чувство гордости за своих земляков, известных ратными и трудовыми подвигами, – повествует Лилия Степановна. – Вместе с тем у нас, педагогов, редко получается увидеть результаты своего труда сразу. Пройдет какое-то время, прежде чем будет очевидно влияние учителя на ученика. Но я всегда наставляю своих ребят: не важно, какую профессию вы выберите, важно то, какими людьми вы станете. Это же говорю и своим родным детям.

Учитель – не единственный воспитатель ребенка, есть ещё семья. Семья и школа – соавторы в ваянии личности ребенка. Здесь важно взаимодействие. В своей работе Л.С. Евмушкова использует такие формы работы, которые бы позволяли сделать родителей помощниками и союзниками. Это различные спортивные мероприятия, турниры, встречи, беседы, которые сплачивают, укрепляют доверие и заинтересованность. Постоянное взаимодействие учителя и родителей не только позволяет лучше узнать своих учеников, но и создать доброжелательную атмосферу общения, избежать каких-то конфликтов.

– Жизнь ведем активную, – отмечает Лилия Степановна. – Классы у нас в школе большие – по 20 и более человек. И когда на тебя смотрят столько детских глаз, ждут от тебя чего-то – это не позволяет расслабляться, самоуспокаиваться. В то же время не дает сердцу стареть. Ну а если у кого-то из ребят нет в глазах этого пытливого огонька, то нужно его зажечь.

Учителем физической культуры и здоровья Лилия Степановна стала по примеру своего классного руководителя, учителя физкультуры В.И. Кравченко. Такое решение она приняла в 10-м, выпускном классе. Л.С. Евмушкова находила Веру Ивановну одновременно и душевной, и требовательной, обладала она и другими качествами, которым хотелось подражать. Вот так и определился путь в профессию.

– Я родом из Украины, Волынской области, г. Луцка, – рассказывает о себе Лилия Степановна. – Там окончила школу, а учиться поступила в Гродненский техникум физической культуры, где познакомилась с будущим мужем Виталием Васильевичем. После замужества приехала на Краснопольщину, которая стала мне второй родиной. Здесь родились наши дети, три сына. Старший Василий окончил МГУ им. А. Кулешова, пошел по нашим стопам – стал учителем физкультуры. Эта профессия позволила ему проявить себя и в другом деле – спасателя-пожарного, кем он сейчас работает в Могилеве.

Средний Евгений отучился в Гомельском государственном техническом университете им. П.О. Сухого, работает инженером-энергетиком на Могилевской ТЭЦ. Младший Кирилл в этом году окончил 9 классов. Склад ума у него математический, как у Евгения, но спорт любят все, он всех нас объединяет.

Успешный учитель, замечательный коллега, счастливая женщина и мать. Вот такая она, Л.С. Евмушкова. А одним словом: SUPERженщина. Источником, который дает ей силы и вдохновение, Лилия Степановна считает свою семью. Тыл у неё надежный: любящий муж и трое сыновей, невестка и внучка Ева.
Благодарна она судьбе и за коллег-единомышленников, с которыми связывают дружеские отношения, а профессионализм восхищает и вдохновляет. Вместе они не просто одна команда, а большая семья. Общение с ними также заряжает энергией и дает позитивный заряд для продвижения вперед.

С.А. Горбачёва, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье»:
– Лилия Степановна любит свою работу, учеников, свою семью. От этого в ее глазах всегда искрится интерес к происходящему и уважение к собеседнику. Она необыкновенно позитивный человек, открытый, искренний, понимающий, поэтому и коллеги, и ученики получают истинное удовольствие, общаясь с ней. Для любого коллектива профессионал такого уровня, как Лилия Степановна – настоящая находка. Это надежный и ответственный человек, талантливый организатор, полный сил, энергии, задора и творческих замыслов.

Елена Владимировна Кулинич, учитель математики ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье»:
– Не так давно Лилия Степановна была моим школьным учителем физкультуры. Каждый её урок проходил с пользой для нас. Урок Лилии Степановны – это что-то особенное. Здесь и разминка, и игра, и сдача нормативов, и показ новых приемов и упражнений. Причем все это так ненавязчиво, интересно, с юмором и шутками. Не подумайте, что у Лилии Степановны нет дисциплины на уроке, это не так. Она строга и требовательна, в то же время она прекрасно понимает, что перед ней всё-таки дети. Поддержать интерес к уроку физкультуры, не дать пасть духом после неудачи – не каждому учителю это под силу. Только человек, искренне любящий свою работу, стремящийся к результату вместе с учениками и верящий в них, заслуживает уважения и будет пользоваться авторитетом не только у детей, но и у взрослых. И именно такая наша Лилия Степановна.

Наталья, 11 «А» класс:
– Лилия Степанова у нас вела уроки физкультуры с 10 класса. Каждый её урок не похож на предыдущий, это всегда знакомство с чем-то новым, интересным. В один день могла привести нас в фитнес-класс и устроить феерическое занятие физкультурой, а в другой – провести урок в спортивном зале.
Если что-то у кого-то из учеников не получалось, Лилия Степановна всегда приходила на помощь. И в целом с ней было интересно. Она могла пошутить с нами и дать совет, если кто-то в нем нуждался.
Мы уже уходим из школы. Лилия Степановна останется в нашей памяти хорошим учителем и другом.

Денис Попченко, 11 «А» класс:
– Лилия Степановна очень хорошая, отзывчивая, добрая. Это учитель, который всегда в трудную минуту может помочь. Также требовательная и справедливая. Её уроки физкультуры увлекательные. А самые классные моменты – это когда она играла вместе с нами, например, в тот же волейбол. Мы благодарны ей за уроки, которые помогали нам расти крепкими и здоровыми, за помощь, заботу, наставления, за её энтузиазм и любовь к спорту, которыми она щедро делилась с нами.

Ольга, жена старшего сына Василия:
– У нас с Лилией Степановной сложились хорошие, доверительные, уважительные отношения. Мы принимаем друг друга с самого начала такими, какие есть. Я знаю, что могу обратиться к ней за советом, помощью и поддержкой. Она всегда выслушает, направит и поможет, как моя родная мама.
Лилия Степановна дарит нам, детям, свою бесконечную любовь. Она невероятная женщина. А ещё идеальная бабушка. Заинтригует, заиграет, удивит, выйдет из любой ситуации. То же самое и Ева. Наша дочь обожает ездить в гости к бабушке и дедушке. А мы с мужем можем быть спокойны, когда оставляем у них Еву, знаем: она находится в надежных руках, в атмосфере любви и понимания.
Я благодарна судьбе, что стала частью такой семьи: понимающей и любящей.

Текст и фото Дины Манько.

Поделиться с друзьями
331 просмотров