Знать прошлое, чтобы передать потомкам

Великая Отечественная война принесла неисчислимые бедствия советскому народу. Она вошла в каждый дом, коснулась практически каждой семьи.
Сегодня о страшных днях войны мы узнаем из произведений писателей и поэтов, кинофильмов, архивных сведений. Передаются в семьях от поколения к поколению и рассказы о героических подвигах дедов и прадедов. Во многих семьях хранятся награды, фотографии и письма фронтовиков, похоронки, пожелтевшие и ветхие от времени…

Т.А. Гетов (справа).

В д. Ясенка Краснопольского района проживала Екатерина Ивановна Шершнева (по мужу – Савостицкая). На войне воевал её родной дядя, тоже уроженец д. Ясенка, Тарас Анисимович Гетов, 1909 г.р. Он жил в Вологде и призывался Вологодским горвоенкоматом. Там же, в Вологде, у него была семья: жена Анна Николаевна, учитель начальных классов, и дочь Галина, которая родилась в 1938 году. Из архивных документов, выложенных на сайте «Память народа», явствует, что по профессии Тарас Анисимович был агроном – в 1933 году окончил институт специальных и технических культур в Краснодаре. А в апреле 1941 года возглавлял плодоовощной отдел Облзо. Запись от 29 сентября 1941 года свидетельствует о том, что был направлен в кавалерийское училище г. Новочеркасск. Воевал лейтенант Т.А. Гетов в конном депо 7 ЗабФ, 906-м стрелковом полку 243-й стрелковой дивизии. Погиб в бою в ноябре 1944 года на территории Венгрии.

По словам родных, двоюродной праправнучки Тараса Гетова, Е.В. Корсун, которая сейчас проживает в Москве, у ее бабушки Екатерины Ивановны остались о её дяде самые теплые воспоминания – он помогал ей материально, когда она училась в мединституте. «Дядька Тарас погиб в Венгрии», – эту фразу Екатерины Ивановны Шершневой хорошо запомнила её дочь Александра Александровна Савостицкая (по мужу – Корсун) и сберегла  для потомков, которые сейчас по крупицам собирают историю рода.

С.И. Шершнев

Брат Е.И. Шершневой, Семен Иванович Шершнев, как удалось найти информацию, до войны работал учителем в Могилеве, писал стихи. В войну он был в партизанах и погиб. Каких-то подробностей о партизанской странице его жизни неизвестно. Изучая информацию о партизанском движении Могилевской области в годы Великой Отечественной войны, Е.В. Корсун надеялась найти что-либо о своем родственнике. Оказалось, что партизан с очень похожими личными данными Семен Семенович Шершнев похоронен в воинском захоронении в д. Гумницкое Костюковичского района. Последний для Семена Шершнева бой произошел за несколько дней до воссоединения с Красной Армией: «13-я Костюковичская партизанская бригада под командованием С.А. Мазура 24 сентября 1943 года оседлала дорогу Забычанье–Норкино–Краснополье, по которой отступали вражеские части, угоняя с собой скот, награбленный у местного населения. Противник не смог прорваться через партизанские засады и был отброшен назад в д. Норкино. В этом бою партизаны отбили угоняемый оккупантами скот и уничтожили значительное число солдат и офицеров». Семья уверена, что в д. Гумницкое похоронен именно их Семен Иванович.

Александр Антонович Савостицкий (1917–1991), врач, много лет проработавший в г. Рогачеве Гомельской области, дедушка Е.В. Корсун, родом из деревни Пряннички Климовичского района. Как ей удалось собрать и систематизировать информацию, на войну дедушка призывался Климовичским РВК. Был политруком. Находился в плену с июля 1941-го по 1943 год – попал в окружение в Ровно. На сайте «Подвиг народа» сначала значилось, что пропал без вести 7 июля 1941 г. А тётя Е.В. Корсун рассказала ей такую историю: «Перед тем, как попасть в окружение, А.А. Савостицкий закопал свой партбилет и знамя части на огороде дома в Ровно, затем он вышел из окружения, попал в плен уже на территории Беларуси и после освобождения из плена повторно был призван на фронт в 1943 г., дошел до Берлина. За партбилетом вернулся в Ровно после войны, но так и не нашёл документ. Когда ездил туда еще раз, это было перед его смертью в 1991 году, хозяйка участка призналась, что она нашла знамя и сожгла его – так она отомстила нашим за отступление».

«Дедушка вернулся тогда с Украины опустошенным, и тетя говорит, что поэтому и умер летом того года, это стало для него последней каплей», – отмечает Елена Владимировна.

Очень жалко, что с детьми и внуками фронтовики мало делились воспоминаниями, поэтому все эти сведения, которые Е.В. Корсун удалось собрать спустя годы, очень важны для неё. В первую очередь потому, что сохранение истории – это дань памяти тем, кто пожертвовал своей жизнью ради жизни других, ради светлого будущего. Но есть ещё что-то, что побуждает к действиям: история рода несет в себе не только память, но и нравственные уроки и нравственные задачи, душевную поддержку и глубокое чувство благодарности. Зачем мы пришли в этот мир, как и для чего живем, к чему должны стремиться – это вопросы, ответы на которые мы ищем. Мы надеемся, изучая дедов, таким образом узнать и понять себя. Мы ищем и мы помним!

Дина Манько.
Фото из семейного архива Е. Корсун.

Поделиться с друзьями
1 087 просмотров