Непотопляемый «Титаник»: как его строили и как он погиб

Слева – «Титаник» в порту Сутгемптона, справа – капитан корабля Эдвард Смит

1 сентября 2021 года исполнилось 36 лет с того момента, когда специальная экспедиция обнаружила на дне Атлантического океана обломки знаменитого «Титаника». Этот корабль должен был стать символом успешной и богатой жизни, но уже в первое свое плавание бесславно затонул после столкновения с айсбергом. История самого помпезного и знаменитого судна ХХ столетия – в нашем материале.

Предпосылки к строительству

В первой половине ХХ века корабли выполняли функцию современных самолетов. Путешествие по океану на огромном судне было самым быстрым способом добраться, например, из Европы в Северную Америку – на все про все уходило около дней. Рынок перевозок стремительно рос. Основная конкуренция сложилась между двумя компаниями: «Уайт Стар Лайн» и «Кунард Лайн». Они же конкурировали в плане технического прогресса: старались сделать лучший корабль. «Кунард Лайн» первой спустила на воду паротурбоходы. Это стало предпосылкой к появлению «Титаника» – еще более роскошного и быстрого корабля.

Впрочем, при его проектировании скорость во главу угла не ставили. Первоочередной задачей было увеличить пассажировместимость и повысить уровень сервиса. Для новых судов даже придумали свой класс – «Олимпик». Построили два таких корабля: непосредственно «Олимпик» и «Титаник». Последний назвали в честь героев древнегреческих мифов – титанов. Что интересно, согласно мифу, титаны хотели свергнуть богов-олимпийцев, но не получилось и мятежников низвергли в Тартар. Совпадение?

Слева – «Олимпик» и «Титаник». Справа – «Титаник» перед отплытием

Строить корабль поручили ирландской верфи «Харленд энд Вулф», которой пришлось перепрофилировать строительные площадки. Чертежи «Титаника» одобрили еще в июле 1908 года, а спустя 8 месяцев на верфи заложили киль корабля. Еще чуть более двух лет велись работы. На воду «Титаник» спустили в конце мая 1911 года. За этим процессом наблюдали около 100 тысяч человек. Еще несколько месяцев ставили ходовые установки, обустраивали каюты, кухни, помещения для персонала. К концу марта 1912-го судно было готово. Его застраховали сроком на один год на астрономическую по тем временам сумму – $7,5 млн.

Настоящий титан

Корабль, безусловно, поражал. Он состоял из восьми палуб. Двигатель мог выдать мощность до 55 тысяч лошадиных сил. Невероятные значения по тем временам. Освещение обеспечивали несколько электрогенераторов мощностью по 400 киловатт каждый. Система переборок была сконструирована так, что при затоплении нескольких отсеков «Титаник» смог бы остаться на плаву.

Было и еще одно принципиальное нововведение: на корабле впервые появился радист, который мог передавать и принимать сообщения с Большой земли. Также конструкторы предусмотрели емкости для питьевой, технической и балластной воды.

Не менее поражало и внутреннее убранство. Каюты делились на несколько классов для пассажиров с разным достатком. На палубах расположилось несколько кафе и ресторанов. Был даже пункт обмена валюты! Путешественники могли взять напрокат шезлонг, купить билет в баню или бассейн. Интерьеры выполнили во французском и английском стилях. В общем, самый настоящий круизный лайнер образца 1912 года.

Справа – «Титаник» на верфи в Белфасте, слева – корабль покидает Белфастский залив

Немного о ценах. Стоимость билета первого класса варьировалась от 23 фунтов стерлингов (каюта на палубе Е без питания) до 870 фунтов (люкс-апартаменты с личной прогулочной палубой). Это составляет, соответственно, от $1300 до $50 тыс. в современных ценах.

Первое плавание

Перед трансатлантическим рейсом «Титанику» пришлось пройти немало ходовых испытаний. Тогда никаких нарушений стандартов найдено не было. Из Белфастского залива судно отправилось в британский Саутгемптон, откуда должно было выйти в свой первый технический рейс. Тысячу километров корабль смог одолеть примерно за 28 часов.

В свой печально знаменитый первый и последний рейс «Титаник» вышел в полдень 10 апреля 1912-го из Саутгемптона. Спустя несколько часов он зашел во французский Шербур, а после в ирландский Квинстаун. Как результат – на борту находились 1316 пассажиров и еще 908 членов экипажа. Также корабль вез тонны корреспонденции и посылок. До предполагаемого прибытия в Нью-Йорк оставалось чуть более 4 дней.

Кораблем командовал Эдвард Смит, очень опытный капитан компании «Уайт Стар Лайн» с общим стажем более 40 лет. Чего не скажешь об остальной команде: квалифицированный персонал составлял только 5% от общего числа команды. Люди просто не умели работать на судне такого класса.

В целом, плавание проходило довольно спокойно. Однако с первого дня радисту поступали сообщения о возможной ледовой угрозе, которые, впрочем, по разным причинам не доходили до вахтенного мостика. Как оказалось впоследствии, это стало роковой ошибкой.

На полном ходу

Корабль практически все время шел на крейсерской скорости – около 42 километров в час. Это было обусловлено желанием преодолеть маршрут как можно быстрее. Вечером 14 апреля впередсмотрящие офицеры наконец получили предупреждение о ледовой опасности. Примерно в 23:30 они заметили небольшую дымку. Еще через несколько минут стало понятно, что речь идет об айсберге. Тотчас рулевому дали команду «право на борт», а также «стоп машина». Существуют предположения, что, если бы «Титаник» не остановили, столкновения удалось бы избежать.

Обеденный зал в первом классе. Оформление выполнено в стиле Людовика IV

Но реальность оказалась другой. Айсберг стремительно приближался. Маневр позволил уйти от лобового столкновения, однако лед изрезал правый борт лайнера. Через несколько минут корабль полностью остановился. Смазчик Уолтер Херст позже вспоминал этот момент так:

– Разбудил скрежещущий треск по правому борту. Никто сильно встревожен не был, хотя мы понимали, что произошло столкновение.

Как оказалось позже, металл выдержал удар. Но не выдержали специальные заклепки. Они лопнули, и обшивка, по сути, разошлась по швам, позволив забортной воде хлынуть в корабль. Практически сразу началось затопление. В рабочих помещениях сработала сигнализация. Одна за одной начали закрываться переборки, которые должны были предотвратить дальнейшее затопление.

Драма разыгрывалась и в котельной. Части персонала дали команду погасить котлы. Это далось нелегко, да и работа оказалась бессмысленной: вода прибывала слишком быстро. Капитан Эдвард Смит тем временем сделал обход судна вместе с конструктором Томасом Эндрюсом. Осмотрев затопленные помещения, второй сделал вывод, что кораблю осталось не более полутора часов.

Тем не менее, даже тогда масштабы трагедии мало кто понимал в полной мере. Лишь в 0:45 первая шлюпка была спущена на воду. Их, к слову, было всего лишь 20 штук, при полной загрузке они могли спасти только треть людей.

Постепенно на корабле нарастала паника. Матросы старались в первую очередь спасти женщин и детей. Хотя находились и те мужчины, которые старались спастись сами всеми возможными способами. Разъединялись семьи, на борту разыгрывались настоящие трагедии. Последняя шлюпка была спущена на воду примерно около двух ночи.

Параллельно эвакуации бортовой радист начал подавать сигналы бедствия. Выпускали и сигнальные ракеты. В морской терминологии сигнал бедствия – красный залп, но на борту были только белые ракеты. Их и использовали. На сигналы отозвались сразу несколько кораблей и спешно отправились на помощь. В том числе и «Карпатия», которая находилась в паре часов пути от «Титаника». На месте крушения экипаж не обнаружил видимых следов – лишь одинокие шлюпки, переполненные людьми, свидетельствовали о чем-то страшном. Именно «Карпатия» подобрала практически всех выживших.

Слева – группа айсбергов, запечатленная вскоре после трагедии на том месте, где, согласно последним радиосообщениям, находился «Титаник». Справа – капитан «Карпатии» Артур Генри Рострон.

Около трех часов ночи корабль разломился пополам и затонул. Многие пытались спастись, уцепившись за обломки. Однако температура воды достигала -2 по Цельсию, что фактически обрекало пловцов на быструю смерть.

Всемирная трагедия

Утром о катастрофе стало известно СМИ. Сообщения были противоречивы: одни утверждали, что все люди выжили, другие говорили о некоторых смертях и дрейфе судна. Однако вечером «Уайт Стар Лайн» подтвердила шокирующую новость: «Титаник» погиб. А вместе с ним и полторы тысячи человек.

После шока началось судебное расследование. Причинами трагедии признали погодные условия, высокая скорость в опасной зоне, ошибки персонала, игнорирование ледового предупреждения. После окончания расследования были приняты рекомендации по обеспечению безопасности в Мировом океане. В частности, государства приняли специальную конвенцию о безопасности жизней на море, согласно которой количество мест в спасательных шлюпках должно равняться количеству пассажиров на борту. Кроме того, начали следить за дрейфующими льдами, а на корабли стали устанавливать мощные прожекторы для лучшего обзора ночью.

Со временем гибель «Титаника» обросла различными альтернативными версиями. Самая популярная заключалась в том, что «Титаник» и «Олимпик» поменяли местами с целью получения страховки. Якобы «Олимпик» должен был попасть в небольшую аварию и остаться на плаву. А «Уайт Стар Лайн» получила бы неплохие отступные. Однако эту версию многократно опровергали. 

Источник: БЕЛТА+

Поделиться с друзьями
69 просмотров