Правительство утвердило концепцию развития образования до 2030 года — есть важные изменения
В Беларуси утверждена концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Сделано это постановлением Совета Министров от 30 ноября 2021 года № 683. Документ опубликован на Национальном правовом портале.
Согласно постановлению, реализовываться концепция будет в два этапа по 5 лет каждый.
Концепция подготовлена с учетом мировых тенденций развития системы образования. Так, например, все белорусские школы до 2025 года планируется оснастить современным оборудованием и внедрить в них технологии – «умные доски», «умные парты» и так далее. Вырастет число аграрных, педагогических, спортивных и военно-патриотических классов. Каких еще ждать изменений?
Дошкольное образование
На первом этапе реализации концепции в планах построить до 2025 года как минимум 90 учреждений дошкольного образования , а в 2026—2030 годах – создание электронной базы данных об учреждениях дошкольного образования и системе дошкольного образования.
Общее среднее образование
Предполагается построить не менее 50 учреждений общего и среднего образования (13 – в Минске). Предметные кабинеты в гимназиях и лицеях должны быть оснащены современным оборудованием на 80%. Согласно концепции, школьные библиотеки будут трансформированы в центры информационных ресурсов.
А в 2026—2030 годах – внедрение паспортов освоенных компетенций при сохранении оценивания итоговых знаний учащихся в баллах.
Также в документе, как и в новой редакции Кодекса об образовании, говорится о совмещении выпускных экзаменов с ЦТ – это произойдет до 2023 года.
Профессионально-техническое и среднее специальное образование
Помимо других пунктов в перечне, в 2021—2025 годах запланирован переход к единому виду учреждения образования – колледжу, а также трансформация ресурсных центров в центры компетенций.
А в 2026—2030 годах – внедрение в образовательный процесс технологий, сочетающих освоение обучающимися образовательных программ с созданием ими объектов интеллектуальной собственности.
Высшее образование
Например, в 2021—2025 годах ожидается дальнейшее развитие модели «Университет 3.0» и внедрение элементов модели «Университет 4.0», проработка механизмов организации деятельности учреждений высшего образования в форме сетевых инновационных объединений (кластер, консорциум и другое), увеличение удельного веса специальностей с обучением на иностранных языках.
А в 2026—2030 годах – развитие модели «Университет 4.0» и внедрение элементов модели «Университет 5.0».
Финансовые вопросы
Среди прочего, в 2021—2025 годах запланировано приоритетное повышение зарплаты педагогических работников в целях обеспечения к 2025 году соотношения их зарплаты со среднереспубликанским уровнем до 100 процентов, зарплаты учителей – до 106 процентов, профессорско-преподавательского состава – до 150 процентов.
А также внедрение планирования расходов в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из средств местных бюджетов, на основе использования норматива расходов на обучение и воспитание одного обучающегося.
Кадровое обеспечение
Помимо других пунктов в перечне, в 2021—2025 годах ожидается создание агентства по обеспечению качества образования.
А в 2026—2030 годах – разработка и реализация программы привлечения квалифицированных педагогических кадров в сельские регионы и регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, а также внедрение механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров.
Цифровизация системы
Например, в 2021—2025 годах запланирована разработка единого информационно-образовательного ресурса (ЕИОР), обеспечивающего доступ к цифровому образовательному контенту для прохождения дистанционного обучения, а также разработка и ввод в эксплуатацию республиканской информационно-образовательной среды (РИОС).
А в 2026—2030 годах – внедрение персонального цифрового профиля обучающегося, а также переход к использованию электронных документов об образовании и электронных сертификатов компетенций выпускников.