Чтобы дети не угодили в наркосети

Как подростков вовлекают в наркоторговлю? Можно ли убедить их не поддаваться на уговоры преступников? И что делать, если ребенок уже попал под дурное влияние?

Ответы на эти вопросы и конкретные советы сотрудники милиции дают взрослым на родительских собраниях. Например, встречу в одной из минских школ провел старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Ленинского РУВД столицы Кирилл Валюшко.

— Организаторы нелегального промысла наиболее заинтересованы в «работниках» 16-18 лет, — рассказал старший лейтенант милиции.

— Преступники разбираются в психологии, знают, как сильна в таком возрасте потребность в независимости, карманных деньгах, и играют на этом. Зачастую «деловое» предложение ребенок получает в мессенджерах и соцсетях. Даже самый информированный может вступить в переписку из любопытства. И рекрутеры сделают все, чтобы он пошел у них на поводу.

«Хочешь поднимать реальные деньги или будешь всю жизнь горбатиться за три копейки? Да не слушай ты эти бредни! Наши дилеры не пушечное мясо, попадаются только дураки…»

Именно так ребятам внушают, что риски в криминальном бизнесе минимальны, обещают красивую жизнь и даже выплачивают первую «зарплату». Получив, по своим меркам, баснословные суммы, о последствиях парни и девушки уже не думают.

— На самом деле в Беларуси у сбытчиков нет шансов избежать наказания, — продолжил офицер. — В том числе не стоит полагаться на программы, шифрующие личность в сети.

Большинство минеров задерживают через несколько недель после старта «карьеры» — и они до последней минуты не догадываются, что попали в разработку. Некоторые надеются повлиять на свою участь во время допросов: запутать правоохранителей, скрыть улики.

— Фигуранты впадают в шок от того, что милиционеры почти ничего у них не спрашивают, — объяснил К. Валюшко. — Доказательства и без того налицо: партии товара изымают во время обысков, а координаты закладок и переписку с куратором извлекают из гаджетов.  

Задержанные подростки поначалу шутят и даже интересуются меню в местах лишения свободы. А вот на их родителей больно смотреть...

— Преступный промысел подчинен строгой иерархии, и верхушка этой пирамиды прячется за рубежом, — добавил офицер. — Собой они не рискуют, сознательно и хладнокровно подставляя под удар мелких сбытчиков. Стоит объяснить детям: организаторы равнодушны к судьбам «рабочих лошадок». Да, вместе с ними они лишаются и товара, но заграничная нарколаборатория без особых проблем восполнит дефицит. Владельцы продадут одну партию с наценкой и покроют убыток за сотню потерянных. Поэтому у них нет никакой мотивации защищать рядовых дилеров.

На проблему укажет… запах

Как же понять, что ребенок пристрастился к наркотикам или ввязался в их распространение?  

— В переписке с сообщниками сбытчики нередко используют криминальный сленг, — объяснил собеседник. — Скажем, параметилэфедрон, составляющий половину наркорынка, называют «мяу», «порох» или «меф». Этот психотроп вызывает кратковременный выброс эндорфина, считается, что он дарит приятные ощущения.

Вот только первый же прием препарата снижает способность организма вырабатывать гормон счастья. Отныне человека никакие события не будут радовать.

— Мефедрон не вызывает ни шока, ни похмелья, — подчеркнул старший лейтенант милиции. — Но через день-два потребитель вдруг понимает, что потерял вкус к жизни, и возвращается за новой дозой. Так начинается погружение на дно. Уже через год он и сам не заметит, как перейдет, скажем, на героин.

Еще один распространенный психотроп — альфа-PVP — вызывает галлюцинации и паранойю. В криминальных кругах низкокачественное вещество называют «собакой» за характерный запах.

— Новые виды психотропов, вопреки расхожему мнению, не приводят к расширению зрачков, — добавил Кирилл Валюшко. — От них краснеют глаза, заплетается язык, человек ведет себя неадекватно. Но ведь все это можно принять и за симптомы алкогольного опьянения. Выдает начинающего потребителя как раз исходящий от него специфический резкий запах.

В погоне за «красивой» жизнью

Недавно минские оперативники задержали двух сбытчиков дурмана: весь заработок подростки сразу же спускали на ветер.

— Они сняли квартиру в центре Минска за полторы тысячи долларов и разъезжали на такси премиум-класса, — привел пример офицер. — Ради красивой (и абсолютно бесцельной) жизни были готовы на все. Уже через три недели роскошные апартаменты парни сменили на камеру следственного изолятора.

Милиционер призвал: нужно вовремя объяснить детям, что легкие деньги — это сыр в мышеловке.

— 16-летний житель другого региона привез свою знакомую в минский торговый центр и дал ей деньги на развлечения, — продолжил К. Валюшко. — А сам тем временем поехал делать закладки. Парень любой ценой хотел произвести впечатление на подругу. Когда мы задержали обоих, выяснилось, что девочке всего 13! Как это часто бывает, подростки воспитывались в благополучных семьях.

Родители должны насторожиться, обнаружив у чада крупные суммы или дорогостоящие вещи. Стоит помнить: «наниматели» переводят деньги на карточку или электронный кошелек, оформленный на подставное лицо.

— Ребенок может устроиться в кафе или магазин, но мы же понимаем: тысячи долларов или евро там не заплатят, — отметил старший лейтенант милиции. — Среди задержанных были старшеклассники, приносившие «получку» от наркосайта в иностранной валюте. Увы, родители этому не удивлялись. Если тревожат сомнения, советую заглянуть к чаду на работу.

Стоит ненавязчиво изучить круг знакомых подростка и при необходимости переключить его внимание на интересное хобби.

— Не рекомендую прямо запрещать общение с дурной компанией, чтобы не подогреть к ней интерес, — посоветовал Кирилл Валюшко.

— Грамотнее всего учить ребенка на собственном примере, стимулировать тягу к самореализации. Если у взрослых разносторонние интересы, их жизнь не сводится к погоне за баснословными заработками, то и дети на этом не зациклятся.

Когда есть подозрение, что сын или дочь рискуют пойти по кривой дорожке, можно проконсультироваться у сотрудников службы НиПТЛ. Кирилл Валюшко порекомендовал обращаться к наркоборцам напрямую и оставил присутствовавшим номер своего телефона.

Что говорят взрослые

Ирина ПАШКО, учитель:- Старшеклассники часто спрашивают, как не попасть под влияние наркоторговцев. Они сразу чувствуют, когда взрослые «плавают» в теме. Тогда дети думают: раз они не разбираются в вопросе, стоит ли вообще полагаться на их мнение? Современный ребенок хочет получать аргументированные ответы. Благодаря той информации, которую нам дал представитель милицейского ведомства, будем более убедительными в беседах с учениками.

Алексей ГОРБАЦЕВИЧ, отец девятиклассницы:- Обязательно еще раз обстоятельно поговорю с дочерью о том, как наркодилеры манипулируют детьми. Благодарен сотруднику милиции за то, что он оставил контактный номер телефона. Любому родителю важно знать: в сложной ситуации он не останется один на один с проблемой.

Источник: сайт МВД

Поделиться с друзьями
529 просмотров