На дороге — зима. Советы, как правильно обслужить автомобиль в зимнюю пору

Зима для большинства автомобилистов начинается в тот момент, когда машина меньше всего к ней готова. На колёсах ещё летние покрышки, масло давно не менялось, а очищать стекло от снега и реагентов нечем. Да, адаптация автомобиля к наступившим холодам — тот ещё квест, выполнить который, не упустив ни единого момента, бывает очень сложно.

Поэтому av.by решил собрать в одном месте все дельные советы о том, какие нюансы следует учесть для перевода автомобиля в режим «на дороге — зима». С ответами помог Дмитрий Кирикович, начальник отдела маркетинга «Первой аккумуляторной компании». 

«Важно, чтобы жидкость не замерзала при минусовых температурах»

— На улице сейчас то холод и снег, то дождь и гололедица. К каким проблемам с машиной следует быть готовым в таких условиях?

— Чаще всего — к невозможности завести двигатель, когда стартер слабо прокручивается. Это случается по разным причинам, но главная из них — недостаточное внимание к обслуживанию аккумулятора, который разрядился. Помимо этого, возникают проблемы с замёрзшей в бачке омывайкой, контрафактным антифризом, лысой резиной. Всё это может привести к долгому и дорогому ремонту машины.

— Какие модели АКБ наиболее морозоустойчивы? И что нужно предпринять, чтобы аккумулятор не сел в самый неподходящий момент?

— При выборе следует руководствоваться двумя критериями: стартовыми токами батареи и её ёмкостью. Проще ориентироваться на показатели, которые были у вашего последнего аккумулятора.

Модели АКБ с меньшей ёмкостью брать не рекомендуется: её просто не будет хватать для работы машины. Батарея станет перезаряжаться и в определённый момент выйдет из строя. Лучше брать батареи чуть большей ёмкости, с запасом в 10%. Например, если у вас стоит АКБ на 60 ампер-час, можно купить вариант на 65 ампер-час. Больше не рекомендуется: вы просто переплатите деньги, а сам аккумулятор будет постоянно недозаряжен. Особенно данный совет актуален для владельцев, у которых авто с дизельным двигателем. Если для него купить батарею меньшей ёмкости, то это будет критично при сильном похолодании, так как характеристики батареи в целом снижаются при минусовой температуре.

Ещё один важный показатель — стартовые токи. У АКБ они должны быть не слишком высокими при сопоставлении с ёмкостью, но и не слишком низкими. Например, 78 ампер-час и стартовый ток 750 ампер — этого достаточно, чтобы пользоваться машиной в любую погоду.  

Для гибридных автомобилей лучше брать батареи небольшой ёмкости технологии Ca/Ca — 40—50 ампер-часов в зависимости от модели авто.

Ещё зимой стоит следить за плотностью электролита в батарее. Она должна быть в районе 1,27—1,28 г/смпри комнатной температуре. Для чистоты показателей напряжение на клеммах можно снять вольтметром после отстоя аккумулятора в тёплом гараже спустя 2—3 часа. Напряжение должно быть не меньше 12,66 или 12,7 вольта. Если оно ниже, аккумулятор следует подзарядить. Но не усердствовать: перезарядка сокращает срок службы батареи.

Важно следить за чистотой АКБ: налёт (окислы), грязь, неплотно зажатые клеммы ведут к саморазряду батареи, её перегреванию во время работы.

Необходимо также обращать внимание на известность марки производителя и дату изготовления аккумулятора. В первом случае вы обезопасите себя от неприятных неожиданностей в процессе эксплуатации, а во втором сможете избежать покупки залежалого товара, у которого характеристики будут заведомо снижены.

Отдельно следует сказать про технологию производства АКБ. В подавляющем большинстве случаев автомобилям подойдут обычные кальциевые WET-аккумуляторы. Однако для современных машин с системами Start-Stop и рекуперативным торможением рекомендуются батареи по технологии AGM и EFB. И в этом случае стоит устанавливать на авто именно такие образцы, так как WET-аккумулятор здесь не подойдёт. Из-за больших нагрузок он попросту не прослужит долго. 

— Головной болью для автовладельцев зимой становится поиск омывающей жидкости, которая выдерживала бы сильные морозы и не замерзала в бачке. К омывайке с каким составом стоит присмотреться?

— Важно, чтобы жидкость не замерзала при минусовых температурах, не оставляла разводов на кузове и стёклах, не разъедала резиновые части авто, не была токсичной.

В хорошей омывайке должны содержаться спирт, вода, краситель, отдушка и поверхностно-активные вещества (ПАВы). Правильный спирт в данном случае — это изопропиловый, который не оказывает вредного воздействия на здоровье человека.

В контрафактных омывайках имеется метанол, он ядовит. Обнаружить его можно, как ни странно, по отсутствию ярко выраженного химического аромата, напоминающего ацетон. Им как раз и обладает изопропил. У автовладельцев часто складывается ошибочное впечатление о жидкости: когда они слышат резкий запах, думают, что омывайка некачественная. На деле же всё совсем наоборот.

Чтобы удостовериться в добротности товара, у торговца можно потребовать пояснительные документы. В нашей стране продавцам выдаётся свидетельство от Белорусского центра гигиены и эпидемиологии о том, что конкретный стеклоомыватель соответствует всем требованиям, также имеет заводской паспорт качества.

Помимо метанола, в третьесортных омывайках могут содержаться жёсткая вода (вместо мягко дистиллированной), некачественные ПАВы, что приводит к выпадению осадка, который забивает форсунки стеклоомывателя, оставляет разводы на стекле.

Чем ещё грешат сегодня недобросовестные продавцы? Концентрация изопропила оказывается гораздо меньше заявленной на ёмкости. Из-за этого жидкость замерзает при −10 градусах, хотя должна была при −25. В таком случае следует ориентироваться на цену продукта. Чем ниже она будет, тем больше вероятность, что качество омывайки ниже указанного на этикетке. Поэтому лучше приобретать товар не с рук или на трассе, а в авторизированных точках продаж и в сетевых магазинах.

— Ещё одной проблемой является сложное управление машиной в условиях гололёда. Понятно, что у всех адекватных водителей есть уже зимняя резина, но давайте расскажем, какие покрышки лучше держат сцепление на скользкой поверхности.

— К зимним шинам относятся покрышки типа еврозима и скандинавского типа, последние бывают нешипованными и с наличием шипов. Кроме того, существуют так называемые всесезонные шины. Однако всё же их стоит относить к условно-зимним. Они посредственно себя ведут как летом, так и в холодную пору года, и передвигаться на них зимой может быть просто небезопасно.

При выборе зимних шин важно учитывать, по каким покрытиям вы чаще всего перемещаетесь.

Городскому жителю, дорога которого нередко представляет собой холодный сухой или мокрый асфальт, слякоть и лужи, стоит присмотреться именно к резине типа еврозима. Они хорошо себя проявляют при достаточно большом температурном диапазоне от −10 до +5 градусов, оснащены широкими водоотводящими каналами между блоками шин, что облегчает езду по мокрой дороге. Если вспомнить последние зимы, когда у нас чаще всего была температура около нуля (или небольшой минус), выходит, это отличный вариант. Особенно учитывая, что такая шина будет более износостойкой по сравнению со скандинавской.

Если же мы говорим о скандинавском типе, то идеальные условия для них — сильные отрицательные температуры (от −10 и ниже), обилие снега на дороге, гололёд. Благодаря более мягкой резиновой смеси с преобладанием натурального каучука и силики, протектору с более мелкой нарезкой ламелей, покрышки обеспечивают лучшее сцепление на снегу, обледеневшем покрытии и не дубеют при сильных морозах. Но при этом данные шины будут хуже тормозить на сухом и мокром асфальте в тёплую погоду и обладают меньшей износостойкостью. Рекомендовать их можно тем, кто чаще передвигается по загородным трассам, а также начинающим водителям, неуверенным в своих навыках управления авто.

Что касается шипов на покрышках, то для белорусских зим они не актуальны и не пользуются большим спросом среди автомобилистов. Бывают востребованы лишь у водителей, живущих далеко за городом и в местности, где хуже чистят дороги, есть укатанный снег в большом количестве.

Если говорить о выборе бренда, то ориентироваться в первую очередь стоит на финансовые возможности. Разумеется, лучшие показатели по большинству дисциплин у зимних покрышек премиум-брендов, таких как Nokian, Continental, Pirelli, Michelin, Goodyear. Однако стоит отметить, что неплохо себя зарекомендовали и экземпляры от дочерних марок шинных гигантов. К ним относятся Matador, Kormoran, BFGoodrich, Tigar и пр. Зачастую у них достойные характеристики при отличном соотношении цена — качество.

«Если у вас залито масло 5W40 и наступила зима — это не проблема»

— Что скажете насчёт выбора антифриза? Как по содержанию жидкости, не обращая внимания на бренд, определить, что эта марка в холодную погоду окажется оптимальной?

— Как и в случае со стеклоомывателями, на нашем рынке хватает некачественного антифриза. Определить на глаз, будет ли эта жидкость подходящей для вашей машины, довольно сложно. Причина в том, что на канистре указывают огромный список допусков автопроизводителей, параметров температуры кипения, кристаллизации, которые часто не соответствуют действительности.

На что важно обратить внимание при выборе, так это антифризы с официальными одобрениями владельцев автобрендов. Также стоит покупать продукт крупнейших заводов-изготовителей, дорожащих своей репутацией. Таким является антифриз российской марки Sintec, который используется в новых машинах АвтоВАЗа, премиальная линейка антифризов Samson, изготовляемых в Беларуси, а также антифризы G-Energy с широким перечнем официальных одобрений мировых автопроизводителей.

Есть варианты концентратов антифриза вроде немецкой марки Kuttenkeuler. Он разводится с умягчённой водой (бутилированной или дистиллированной) при соотношении 50 на 50. Как правило, получается температура кристаллизации −35... −38 градусов. Заливать концентрат без разведения не рекомендуется, потому что его температура кристаллизации всего −13 градусов.  

Что касается проблем с антифризом: если он не выдерживает температуру кипения, это может привести к перегреву двигателя. При сильной кристаллизации жидкость густеет и не проходит по кругу охлаждающей системы, также из-за ряда добавок система охлаждения авто может разрушиться.

Важно добавить: цвет в антифризе не имеет никакого значения, так как это всего лишь краситель. Безусловно, различные цвета используются как отличительный признак, но основными критериями выбора являются спецификации и допуски. Если возникла потребность в доливке антифриза, лучше добавить тот же самый. Или, когда нужен небольшой объём, подойдёт дистиллированная вода. Смешивать неблизкие по составу продукты не стоит: можно нарваться на ремонт машины.

— Что насчёт тормозной жидкости? Нужно ли её выбирать исходя из конкретной тормозной системы автомобиля или можно брать универсальную?

— Сейчас на рынке встречаются следующие основные виды тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. По составу DOT 3, 4, 5.1 изготавливаются на гликолевой основе. В отдельную категорию попадает DOT 5 — она делается на силиконовой основе. Смешивать их ни в коем случае нельзя.

DOT 3 — уже устаревшая тормозная жидкость, предназначенная для тихоходных автомобилей. Сейчас актуальны DOT 4 или 5.1 — это наиболее распространённые тормозные жидкости.

Основной их параметр — вязкость и температура кипения. DOT 5.1 имеют большую текучесть, DOT 4 — более низкую.

При длительном использовании тормозной жидкости она начинает накапливать воду. Когда этот показатель вырастет свыше 3%, температура кипения упадёт до 150 градусов — это опасное состояние. Если произойдёт резкое торможение и нагрев тормозной системы, тормоза просто «провалятся». Это первый показатель того, что жидкость нужно быстрее менять. Делать это следует каждые два года или при пробеге свыше 60 тысяч километров.

— Официальные дилеры часто говорят, что следует использовать моторные масла, которые рекомендует производитель машин. Это хороший совет или большой маркетинг? Какому моторному маслу можно доверять в зимнюю погоду?

— Если производитель авто рекомендует для своей модели только определённую марку масла, тогда да, это чистой воды маркетинг. Если же рекомендуются масла, на которые получены официальные одобрения, тогда это стоящий совет, который поможет избежать приобретения некачественного продукта.

Для моторных масел важны две составляющие: их состав (синтетические, полусинтетические, минеральные) и вязкость. В зимнее время лучше эксплуатационные свойства у синтетических масел. Насчёт вязкости: чем выше значение, тем она больше. Вязкость 10W cохраняет свою текучесть до −25 градусов, 5W — до −30 градусов, 0W — до −35 градусов.

Но это не означает, что если у вас залито масло 5W40 и пришла зима, то нужно его заменить на 0W40. Ничего страшного не случится. Масла с двойным значением, такие как 0W40, 5W30, 5W40 и 10W40, можно использовать круглогодично, в нашем климате они одинаково подходят для любого температурного диапазона. При выборе вязкости необходимо руководствоваться требованиями автопроизводителя.

Если интервал замены ещё не подошел, а наступила зима, то менять масло нет необходимости, ничего плохого не произойдёт. Если за сезон был небольшой пробег, то рекомендуется раз в год заменить моторное масло.

Смешивать масла разной вязкости не рекомендуется, это же касается добавления разного рода сторонних присадок. Обычно производители масел уже заложили в формулу своего продукта все необходимые ингредиенты.

av.by


Поделиться с друзьями
914 просмотров