География экспорта белорусской продукции охватывает свыше 110 стран, а это, считай, полмира

В марте на совещании по вопросам готовности к проведению весенних полевых работ Глава государства подчеркнул, что увеличение экспорта сельхозпродукции – одна из ключевых задач. Это было важно для Беларуси раньше, а теперь, учитывая ожесточающуюся санкционную ситуацию, вдвойне.

Вводимые те или иные ограничения в плане внешней торговли новаторской идеей не назовешь, но мы научились находить компромиссные решения, более того, преумножать показатели, подтверждая тем самым высокое качество белорусских пищевых продуктов и высокий спрос на них за рубежом.

Беларусь на мировом рынке зарекомендовала себя как надежный поставщик агропродовольственных товаров. В последние годы экспорт продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности обеспечивает около 20 процентов валютных поступлений от поставок всех товаров за рубеж наряду с химической промышленностью, производством машин, оборудования и транспортных средств. На мировом рынке Беларусь реализует до 40 процентов продукции, произведенной отечественным агропродовольственным сектором экономики, а это 8—9 процентов валового внутреннего продукта страны.

На международную торговлю в предыдущие годы значительное влияние оказал COVID-19. По оценкам ФАО, пандемия и вызванные ею предупредительные ограничения спровоцировали сбои в логистике продовольственных производственно-сбытовых цепочек как на глобальном уровне, так и внутри стран, затруднили транспортировку продовольствия и сельскохозяйственных ресурсов.

Но наш национальный агропродовольственный рынок остался хорошо сбалансированным, а результаты внешней торговли оказались весьма впечатляющими. По итогам 2021 года экспорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия впервые достиг 6,7 миллиарда долларов, превысив на миллиард экспортную выручку предыдущего года.

Экспортируем мы гораздо больше, чем импортируем, поэтому положительное внешнеторговое сальдо по группе агропродовольственных товаров в 2021-м достигло 2,2 миллиарда долларов. 

На внешние рынки поставляем около 60 процентов от произведенных молокопродуктов, 30 — мяса, свыше 70 — рапсового масла, более половины — сахара, 30 — моркови и свеклы, около 20 — томатов и огурцов. Основу белорусской экспортной агропродовольственной корзины формируют молокопродукты — около 40 процентов, мясо — 15, готовая продукция из мяса и рыбы — 8, жиры и масла — 8, овощи и картофель — 5. 

Один из приоритетов нашей внешней торговли — ее диверсификация по странам и регионам, которая позволяет нивелировать внешнеторговые риски. Беларусь планомерно проводит работу по активизации участия страны в торгово-экономических процессах, направленных на наращивание экспортного потенциала и поиск новых рынков сбыта. Страна выступает участницей Договора о свободной торговле государств СНГ, Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, а также Договора о Евразийском экономическом союзе. 

Также в настоящее время действуют торговые соглашения между Евразийским экономическим союзом, в состав которого входят Беларусь, Вьетнам, Иран, Китай, Сингапур, Сербия. Странами ­ЕАЭС принято решение о начале переговоров по заключению соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Египтом, Израилем и Индией. Созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Индонезией и Монголией.

Поэтому в плане диверсификации торговых отношений мы также достигли значительных результатов. Сегодня белорусская продукция поставляется на рынки более 110 стран мира. Если учесть, что в мире около 200 государств, то география нашего экспорта охватывает полмира.

Основные торговые парт-неры по группе агропродовольственных товаров — Россия, страны Евразийского экономического союза, СНГ. Активно развиваются торговые отношения с азиатским регионом, особенно Китаем. В прошлом году поставки на китайский рынок выросли на 47,9 процента по сравнению с 2020-м.

В Поднебесной высок спрос на нашу говядину, мясо птицы, сухое обезжиренное и цельное молоко, молочную сыворотку, сахар, рапсовое масло и ряд других товаров.

В прошлом году мы увеличили экспортные поставки в отдельные страны Африки, такие как Гана, Египет, Конго, Кот-д’Ивуар, Ливия, Мавритания, Мали, Экваториальная Гвинея. Новыми рынками по отношению к 2020 году стали Камбоджа, Кувейт, Буркина-Фасо, Гамбия, Замбия, Конго, Антигуа, Андорра, Исландия, Сан-Марино, Словения.

За первые два месяца экспортные поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия увеличились по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 23,1 процента, что составляет 210 миллионов долларов, в том числе по мясу — на 29 процентов, молокопродуктам — 20.

Вместе с тем в интервью телеканалу Al Arabiya Премьер-министр Роман Головченко отметил, что из-за санкций оказался заблокирован практически весь экспорт Беларуси в страны Европейского союза и Северной Америки. Сюда входят и поставки продовольствия. Поэтому важна переориентация товарных производственных потоков на другие рынки, в том числе Азии, Африки, Ближнего Востока, Персидского залива. При грамотной расстановке сил и приоритетов экономические санкции могут послужить во благо. Главное — в качестве и востребованности нашего продовольствия мы уверены.

Наталья КАРПОВИЧ, заведующая сектором внешнеэкономической деятельности Института системных исследований в АПК НАН.

sb.by

Поделиться с друзьями
238 просмотров