Серьезный разговор после работы над ошибками. Лукашенко собрал большое совещание по образованию

Александр Лукашенко 21 сентября собрал совещание по вопросам совершенствования образовательной сферы. Об этом сообщает пресс-служба Президента.

На совещание к Главе государства пригласили более полусотни человек. Это не только высшие должностные лица страны и руководители республиканских органов госуправления, но и губернаторы, руководители учреждений высшего образования и подчиненных Министерству образования организаций, председатели профильных комиссий Палаты представителей и Совета Республики, руководители главных управлений по образованию облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома, начальники районных отделов образования и работники учреждений образования из разных регионов страны.

«Мы сегодня вновь возвращаемся к вопросам образования. Хотелось бы, чтобы в таком расширенном составе это был крайний случай. Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов, не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество. Это хорошо. Мы договорились во время доклада Министра образования о готовности к новому учебному году, что встретимся в сентябре и проведем своеобразную работу над ошибками», — отметил Александр Лукашенко.

«Слишком все хорошо было на бумаге, а в жизни оказалось куда прозаичнее: неготовые к приему детей школы, нерешенные вопросы с организацией подвоза детей, питания и другие не менее серьезные проблемы. Тогда было вопросов очень много. Надеюсь, что сегодня услышу не статистические данные, а конкретную информацию о принятых Правительством мерах по решению обозначенных вопросов и предложения по дальнейшей работе в этом направлении», — подчеркнул Президент.

«Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Я как Глава государства уже неоднократно говорил: школа — это храм. В этом, если хотите, весь сакральный смысл. Здесь должен быть железный порядок и дисциплина как в организации образовательного процесса, так и в материальном плане. Что мне вам объяснять. Школа закладывает фундамент будущего не просто гражданина — человека. Там, где надо, должно быть подкрашено, заменены окна, двери, облагорожена территория. И обязательно все работы надо проводить с участием детей. Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее, — убежден Александр Лукашенко. — К сожалению, мы от этого доброго советского принципа отошли».

При этом Глава государства подчеркивает: все школы должны быть загружены, где надо — организован подвоз, прежде всего это касается Минска. «Я уже говорил, что мы начинаем строить в развивающихся микрорайонах современные школы в виде дворцов. А в центральных районах Минска, где, естественно, население долго живет, стареет, детей практически нет, школы пустуют или не заполнены. Так лучше подвести детей с микрорайонов в эти школы — намоленные места, а сэкономленные средства направить на другие цели и нужды, в том числе на заработную плату учителей. Надо без излишеств, не до этого. Просто по-хозяйски следует подойти к решению этой проблемы», — потребовал Президент.

«Поговорим сегодня также о содержании образовательного процесса, а точнее — об учебниках, по которым учат наших детей. Меня очень беспокоит, что к их качеству по-прежнему есть вопросы. Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками. Считаю, что это серьезная недоработка Министерства образования на протяжении уже ряда лет», — заявил Глава государства.

Александр Лукашенко отметил, что при написании новых учебников и пособий авторы мыслят категориями опытных преподавателей и других специалистов. Он считает, что такой подход неверен и надо ориентироваться на учащихся. «На них надо смотреть. Они не обладают такими знаниями, как мы. И опыта у них никакого. Поэтому ориентироваться надо на них и готовить учебники под них. И систему оценки знаний (экзамены и прочее) тоже делать под них», — подчеркнул Президент.

«Еще на педагогическом совете 24 августа 2021 года я говорил о недопустимости постоянного перекраивания учебных программ и планов и бесконечного издания новых учебников. Отмечал, что необходимо вернуться к советскому опыту, взять лучшие пособия и их постепенно дорабатывать, совершенствовать, а не печатать новые. Потому что новый коллектив всегда оригинальничает (вы ученые, понимаете это): „Хочу быть непохожим на то, что было, и показать свою прыть“. Это никому не надо. Главный принцип работы нашего государства и любых процессов, происходящих в нашем государстве, — это спокойное совершенствование того, что наработало человечество. Мы стоим, как я говорил, повторяя цитату великого, на плечах гигантов. Не надо соскакивать с этих плеч — мы потеряем все то, что человечество наработало до нас. Надо использовать это во имя будущего. Поэтому надо совершенствовать и не стесняться взять лучшее из того, что было», — сказал белорусский лидер.

Один из важных вопросов совещания касался подходов к аттестации за курс средней школы и поступлению в вузы. По этому поводу, как рассказал Президент, было проведено много социологических опросов среди всех участников процесса поступления (абитуриентов, родителей, педагогов) на предмет их видения того, как организовать обучение в средней и высшей школе.

«Скажу прямо, что я принял предложения Минобразования об изменении порядка поступления в вузы (мы это прошли в этом году) с тем с условием, что мы еще раз вернемся к этому вопросу. Когда комиссия по контролю за ходом вступительной кампании представит свое заключение, другие контролеры выскажутся, а также педагоги скажут о достоинствах и, может быть, имевших место недоработках. Я на это очень рассчитываю, поэтому пригласили такой широкий круг преподавателей и учителей», — заметил Александр Лукашенко.

«Хочу услышать принципиальную оценку новой системы поступления. Позволила ли она увидеть каждого абитуриента, обеспечить справедливое отношение к поступающим и создать равные условия и возможности для получения образования в высших учебных заведениях? — продолжил он. — Вопрос вопросов».

Александр Лукашенко также спросил, будут ли, помимо этих нововведений, еще какие-то предложения у специалистов и педагогов, чтобы улучшить существующий порядок.

«Здесь и сейчас мы должны определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу и решить главную задачу — обеспечить нашей молодежи условия для профессионального становления и развития в своей стране. Подчеркну: наиболее талантливые, перспективные абитуриенты должны быть востребованы у нас, на Родине. Это мое железное правило», — заявил белорусский лидер.

В этой связи он упомянул о недавнем посещении Национального детского технопарка: «Я еще раз убедился: умных, любящих Беларусь ребят у нас действительно много. Надо просто их поддержать, показать перспективу самореализации и карьерного роста. Если говорить по-простому, направить на путь истинный». Если же происходит по-другому и кто-то из ребят сходит с этого пути, то ответственность лежит в значительной степени на тех взрослых, которые рядом, считает Президент. «Все косяки в этом плане — от нас, мы виноваты, не дети, — уверен он. — Или у кого-то из нас мозги не туда повернуты и его заносит на поворотах».

«Поэтому давайте начинать с себя. Но никаких кардинальных решений после нашей сегодняшней встречи быть не должно, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся усовершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим».

Глава государства отметил, что вопросы сферы образования должны находиться на контроле в том числе у губернаторов, ведь их зона ответственности далеко не только сельское хозяйство.

«Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, Правительства — действуйте. Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют», — поручил Александр Лукашенко.

При этом Президент подчеркнул: ко всем вопросам необходимо подходить по-хозяйски. Например, те же школьные автобусы должны использоваться только для школьных нужд, и тогда они прослужат долгие годы. «А у нас автобусы выходят из строя. Это так, на злобу. Вы разберитесь, губернаторы, как это все используется. А в Правительстве что? Принесли, скинули туда предложения, посмотрели: „А, ну еще дадим тысячу или полторы автобусов“. Деньги нужно считать», — потребовал Глава государства.

Все еще есть проблемы и по организации питания в школах. Александр Лукашенко подчеркнул, что еда должна быть качественно приготовлена, но не надо отрываться от земли и открывать в школах рестораны. «Поэтому давайте разбираться и смотреть», — добавил Президент.

Глава государства обратил внимание на то, что мониторить ситуацию в сфере образования нужно обязательно с участием контролирующих органов. «То, что они должны быть с вами рядом на финишной прямой (подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. — Прим.) и подсказать, что вот тут надо сделать, — это правильно, — сказал он. — Излишне бегать по школам и напрягать преподавателей, учителей и руководство вузов не нужно, толку от этого не будет. Но тогда будет железный спрос (с руководителей учреждений образования. — Прим.). Если не дай бог что случилось, тогда мы спросим с руководителей», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Об основных проблемных вопросах в сфере образования на совещании доложили Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов и Генеральный прокурор Андрей Швед.

Глава КГК, говоря о процессе подготовки школ к 1 сентября, обратил внимание на то, что раньше были паспорта готовности школ, которые подписывали разные ведомства, не только Минобразования. Однако потом от этой практики отказалось само Минобразования.

«В итоге получилось то, что мы имеем: документы просто подписываются, даже без выезда на место, — заметил он. — Поэтому КГК совместно с Генпрокуратурой внесли предложение о том, чтобы это был межведомственный акт, который имеет вполне определенный статус. Более того, должны быть определены критерии готовности школ».

Есть также предложение о том, чтобы упростить систему финансирования таких работ по аналогии с тем, как в свое время сделали в ЖКХ с организацией текущих и капитальных ремонтов. «В каждом районе есть свои строительные организации. Не надо по всей стране, условно, искать ипэшников для того, чтобы они покрасили две двери», — привел образный пример Василий Герасимов.

В числе вопросов, которые до сих пор не решены в части готовности школ, он назвал неудовлетворительное состояние стадионов (особенно в сельской местности), окон, крыш. Что касается организации питания, то бывают факты недовложения продуктов, нарушения технологий, неготовности пищеблоков.

«По вступительной кампании. Мы считаем, что тот опыт, который был по ЦТ (с чего мы начинали), и то, что сейчас — достаточно отлажен. Если бы не было случая с пересчетом баллов, то каких-либо особых нареканий со стороны населения мы бы не получили», — сказал Василий Герасимов. По его мнению, вступительную кампанию надо совершенствовать. В частности, можно отдельные гуманитарные науки перевести на устный экзамен. «Но полностью ломать опять систему, по нашему мнению, нецелесообразно», — подчеркнул он.

Генпрокурор в своем докладе также указал на наличие системных недостатков в образовательном процессе. Он считает, что нужно коренным образом поменять систему подписания сертификатов готовности школ и обозначить ответственность должностных лиц, которые их подписывают. Есть, по его словам, недостатки по планированию и финансированию текущих и капитальных ремонтов, организации системы питания. Что касается оценки качества учебников и учебных пособий, то Андрей Швед обратил внимание на попытки увильнуть от выполнения конкретной задачи по совершенствованию учебников вместо издания все новых и новых. «Должны быть четкие, доступные, всеми признанные учебники. Вместо этого Министерство образования почему-то уходит от критерия „учебники“. Сейчас их всего 7, зато более 200 учебных пособий, — привел пример Генпрокурор. — Ощущение складывается, что люди зарабатывают на этом деньги, потому что создают так называемые учебные пособия, которые, с нашей точки зрения, мало адаптивны к средней школе».

От участников совещания Глава государства потребовал прежде всего докладывать о проблемных вопросах и недостатках в сфере образования. Президент интересовался мнением как курирующих отрасль должностных лиц, так и непосредственно самих руководителей и педагогов учреждений образования.

«Сегодня хотелось бы стабильности. Вот у нас определены виды контрольных работ, итоговая аттестация. Есть учебные пособия, которые надо отработать. Хотелось бы, чтобы учитель понимал: и завтра, и в следующем году, и через пять лет у него будет такой вид экзамена, такая форма выпускного экзамена», — отметила директор средней школы №73 Минска Ирина Родик.

По ее мнению, в школах также следует более серьезно относиться к вопросам профориентации, чтобы учащиеся осознанно подходили к выбору своей будущей профессии. «Те, кому не нужно идти в 10-й класс, пусть идут в среднее специальное учреждение. Там есть прекрасные профессии на любой вкус. Надо переломить мнение многих родителей, что обязательно должно быть высшее образование. Если ему нужно высшее образование, он сможет его потом продолжить», — сказала директор школы.

Министр образования Андрей Иванец в свою очередь обратил внимание, что сегодня в колледжи принимают без экзаменов, только по конкурсу аттестатов. «В этом году мы увидели, что конкурс в колледжи очень большой. В некоторые были даже очереди. Процент поступления ребят после 9 классов за последние два года увеличился с 35% почти до 50%», — привел он статистику.

Александр Лукашенко согласился, что лучшими специалистами становятся те, кто сперва получил среднее профильное образование, а затем отучился в вузе. «Удивительно классные специалисты! — сказал он. — Они уже понюхали, пощупали эту профессию, а потом пришли в вузы».

Что касается стабильности в работе педагогов, это будет обеспечено, подчеркнул Президент. «Я же вначале сказал: этот наш большой разговор должен быть последним в таком плане. Будем совершенствоваться, отдельные вопросы будем смотреть. Думаю, и губернаторы меня услышали, и Правительство. Все сегодня здесь, они слышат, что надо делать. А контроль — за нами. Все заинтересованы в том, чтобы было лучше», — заявил Глава государства.

Поделиться с друзьями
369 просмотров