Лукашенко заявил о недостатках в планировании стратегических проектов. Какие решения предлагают Президенту
Президент Беларуси Александр Лукашенко собрал совещание по вопросу совершенствования системы планирования и контроля за реализацией стратегических проектов, сообщает БЕЛТА.
Глава государства подчеркнул значимость таких проектов: «Это будущее нашей страны».
«Шоковая перенастройка в мировых политических, экономических, финансовых отношениях побуждает каждую страну думать не только о защитных и компенсирующих мерах. Надо просчитывать стратегические перспективы развития национальной экономики (а значит, и государства). То есть смотреть в будущее», — заявил Президент.
Глава государства подчеркнул значимость таких стратегических проектов: «Это будущее не только любой системы, но и любой страны в целом. Стратегические проекты, если говорить о Беларуси, это будущее нашей страны».
«Без будущего не может существовать ни один человек, ни одна система, ни одно государство», — добавил Президент.
При этом он обратил внимание на явные недостатки в этой работе: «У нас даже если разумно выработаны проекты стратегического характера, то они не всегда реализуются». Глава государства предупредил, что контроль за выполнением поручений будет самый серьезный.
Цель совещания, как пояснил глава государства, — обсудить, как следует улучшить систему планирования и контроля за реализацией стратегических проектов. И в этом направлении важно все — от идеи до воплощения ее в жизнь и гарантированного получения экономического эффекта, подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства обратил внимание, что за тридцать лет в Беларуси сформирована целая сеть исследовательских институтов в различных областях. Работают Комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук. Исследуют, анализируют, составляют прогнозы научно-технического прогресса на десятилетия вперед, публикуют статьи в специализированных журналах. Все это надо.
«Но надо признать, что реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему-то не стремится, — заметил белорусский лидер. До производства доходят не все новые разработки». По его словам, по-настоящему крупных, прорывных проектов за это время создано не так много.
«Да, мы построили атомную станцию, БНБК, выпускаем крупнейшую на планете карьерную технику, есть космические программы, разрабатываем и испытываем продукты инновационной биомедицины, не имеющие мировых аналогов. Однако за них взялись только с подачи Президента», — сказал Александр Лукашенко.
«Как видим, пробелы есть. Прежде всего в планировании стратегических проектов, объектов высоких (5-го и 6-го) технологических укладов», — констатировал глава государства.
Александр Лукашенко напомнил, что еще весной поручил правительству, Академии наук и своему помощнику Александру Косинцу проработать тему создания в стране так называемого мозгового ядра, способного оценивать и курировать масштабные проекты. К слову, такие проекты уж определены.
«Нужен такой центр, который при Президенте, от имени Президента, рядом с Президентом будет видеть, что происходит, и заставлять всех вас реализовывать эти проекты», — пояснил глава государства.
Правительство представило главе государства вариант с двумя основными структурами: центром, который нарабатывает идеи и просчитывает их экономический эффект, и советом, где принимаются решения о жизнеспособности и актуальности таких идей.
Стратегические проекты, по словам Главы государства, могут реализовываться в различных отраслях. Например, для углубления уже существующих технологических процессов в машиностроении и сельском хозяйстве. «По каждому из направлений есть возможность и необходимость углубляться. Технологии понятны, школы существуют, кадры знают, в каком направлении двигаться», — отметил Александр Лукашенко.
В качестве одного из примеров Президент привел строительство Светлогорского целлюлозно-картонного комбината. Изначально планировалось просто построить завод по производству целлюлозы и поставлять ее на экспорт. Однако это привело к тому, что Беларусь, по сути, продавала другим странам полуфабрикат, а затем импортировала оттуда произведенные из него товары. Поэтому впоследствии по поручению Главы государства производство в Светлогорске было расширено, чтобы на заводе могли получать продукцию с большей добавочной стоимостью, пользоваться ею у себя в стране и экспортировать на другие рынки.
«Насколько я понимаю, этот цех мы заканчиваем строить?» — уточнил Александр Лукашенко у губернатора Гомельской области.
«Да», — подтвердил Иван Крупко.
«И как бы ни было трудно, мы его оснащаем технологическим оборудованием, — добавил Президент. — Вот вам показатель одного из небольших стратегических проектов, который реализован примерно за полтора-два года. Мы реализовываем этот проект, углубляя то, что сегодня имеем. И это основа нашего дальнейшего развития».
Еще одно направление — создание совершенно новых производств. Одними из таких проектов стало строительство Белорусской атомной станции и Белорусской национальной биотехнологической корпорации.
«Вот стратегические проекты, которые поднимут страну на две-три ступени выше, чем сейчас. Это новое. И в этом направлении надо двигаться, если мы, хвастаясь, что мы такие умные и продвинутые, хотим это доказать на практике. Это очень выгодно и это нужно», — заявил Глава государства.
Говоря о Белорусской атомной станции, Александр Лукашенко напомнил, что до этого в стране не занимались подобными технологиями и возведение атомного объекта привело к появлению новой отрасли. Взялись за реализацию этого проекта с настойчивой подачи Президента.
«Выбрали две площадки, одну станцию построили. И сегодня у нас потребление атомной энергетики к общему потреблению электроэнергии выше, чем в Соединенных Штатах Америки и даже в России. От общего где-то четверть мы замещаем за счет мирного атома. Сегодня я аккуратно подвожу вас к тому, что неплохо было бы и вторую атомную станцию иметь в стране. Это очень-очень выгодно», — обратил внимание Глава государства.
По его словам, такие проработки на первоначальном этапе идут. «Или мы добавляем два блока на существующей площадке, или в Могилевской области, где у нас вторая площадка, строим еще два блока. И тогда больше половины электричества мы получим от атомной станции. Чистого, очень выгодного продукта», — подчеркнул белорусский лидер.