Как самостоятельно купить аккумулятор в машину — разбираемся со специалистом

Забарахливший мотор при минус пятнадцати градусах по Цельсию для тертых жизнью автовладельцев сюрпризом не стал, но для новичков на дорогах он оказался настоящим откровением. Причиной большинства проблем являлся плохо обслуженный аккумулятор, который уже давно пора было заменить. Суровые морозы нынешней зимой еще раз показали, насколько беспечными бывают белорусы.

Но как это сделать, если раньше с выбором и приобретением АКБ никогда не сталкивался? Как понять, что аккумулятор разрядился? Какие виды АКБ бывают? На какие нюансы стоит обратить внимание при покупке? На эти и другие вопросы в интервью av.by, ответил менеджер фирмы «Автоспейс» Артур Якушенко.

«Летом аккумулятор тоже может выйти из строя»

— Артур, по каким признакам можно понять, что аккумулятор в автомобиле вот-вот выйдет из строя и его нужно заменить?

— Первый и самый явный признак — это индикация лампы зарядки аккумулятора на приборной панели. Если автомобиль вам делает подобную подсказку, значит АКБ, скорее всего, уже не может выполнять свои функции и ее нужно дозарядить. Есть еще второй сигнал, по которому удастся понять, что машина вскоре заглохнет, — это продолжительный запуск двигателя, который стал не таким бодрым, каким он был раньше. Если вместо «чириканья» стартера слышен протяжный звук «у-у-у», значит ваша аккумуляторная батарея на грани и вот-вот выйдет из строя.

Все это естественный процесс. Любой аккумулятор со временем выдает все меньшую силу тока, хуже работает. Чаще всего такое происходит морозной зимой, которая у нас недавно прошла. Когда мотор холодный и масло слегка загустевает, стартеру необходима большая сила тока для пуска двигателя. Соответственно, батарея должна выдавать ток чуть сильнее, чтобы стартер смог раскрутить подмерзший «движок». Впрочем, и летом аккумулятор тоже может приказать долго жить, поскольку высокая температура приводит к тому, что внутри коробки АКБ электролит начинает закипать, а это гарантирует неизбежную поломку в будущем.

— Что нужно знать перед приобретением аккумулятора, если я его ни разу в жизни не покупал?

— Главное — исходите из условий, которые диктует завод-изготовитель автомобиля. Самый простой путь — посмотреть, какой аккумулятор у вас уже стоит, и выбрать что-то похожее.  

Первый параметр, который стоит учесть, — это габаритные размеры, так как если новый аккумулятор окажется больше предыдущего, то он не поместится в штатную нишу под капотом. А если меньше — не будет выдавать тех характеристик, которые необходимо, а значит выйдет из строя намного раньше гарантийного срока.

Второй нюанс — это расположение клемм. Аккумуляторы бывают с обратной и прямой полярностью. Обратная полярность — когда плюс будет справа, а не слева. Если вы купите аккумулятор ненужной вам полярности, придется попотеть, чтобы его подключить.

Третий — это емкость АКБ, которая отвечает за то, как долго аккумулятор сможет выдавать максимальный ток на протяжении всего срока службы.

И четвертый — пусковой ток, или ток холодной прокрутки. Если данный параметр ниже, чем указано в характеристиках вашего автомобиля, аккумулятор будет не в состоянии раскрутить стартер и завести двигатель.

— В чем отличие в работоспособности разных типов АКБ: AGM, EFB, кальциевых и гибридных? 

— Основная идея при подборе АКБ — исходить из марки авто и требований производителя, а не из своего желания получить более или менее емкую батарею.

Сейчас большинство крупных компаний производит аккумуляторы двух типов: AGM и EFB. Если сравнивать их друг с другом, то AGM — это технология, когда электролит находится не в жидком, а в абсорбированном состоянии в стекловолоконных губках, отсюда и название. А EFB — это улучшенная версия обычного щелочного аккумулятора. На положительную пластину наносится дополнительная пленка из полиэстера, которая лучше удерживает активную массу и позволяет аккумулятору выдерживать цикл заряда-разряда в два, а то и в три раза больше.

Также стоит помнить, что аккумуляторы с технологией EFB могут устанавливаться на автомобили с системой «старт-стоп» и будут нормально служить. Но если у вас в машине есть рекуперация энергии при торможении, то там приемлем только аккумулятор AGM. Такие АКБ могут принимать короткий сильный ток и заряжаться, а EFB подобными свойствами не обладают. Поэтому если у вас в авто функционирует аккумулятор, сделанный по одной из этих двух технологий, его рекомендуется поменять на аналогичный.

Вместо обычных кальциевых или гибридных аккумуляторов можно спокойно ставить EFB: они прослужат намного дольше.

— Как отличаются по цене аккумуляторы, сделанные по разным технологиям?

— Если брать обычные кальциевые и гибридные батареи, то разбежка будет достаточно небольшой (в пределах 15–20 рублей). Нужно понимать, что стоимость батареи складывается из количества свинца, который в ней содержится. Аккумуляторы типа EFB и AGM оцениваются на 30% дороже обычной батареи, но тут вы переплачиваете за более долгий ресурс работы АКБ, а в длительной перспективе это выгодное вложение средств.

«Люди ищут что-то подешевле»

— Играют ли при покупке АКБ весомую роль известный бренд и страна-производитель или это чистый маркетинг?

— Для многих автовладельцев марка является показателем качества. Насчет того, надо ли обращать на это внимание, я думаю, что да. Крупные производители не станут экономить на материалах: они тратят миллионы евро на разработки новых технологий, улучшают свое производство. К тому же подобным компаниям не свойственно ухудшать характеристики своего товара в зависимости от рынка сбыта. Это скажется на имидже, а потом и на отношении покупателя к ним.

Нынешняя ситуация на белорусском рынке такова, что люди ищут что-то подешевле. Соответственно, интересуются батареями российского, белорусского, украинского производства — и все это ради сиюминутной экономии. Но при этом батареи премиальных брендов (Bosch, Varta, Exide, Baren) будут работать дольше, простят своим владельцам несколько недозарядов, чего не смогут себе позволить аккумуляторы из бюджетного сегмента.

— Как самостоятельно проверить аккумулятор при покупке? Чему стоит уделить внимание?

— Прежде всего смотрите на его состояние. Важно, чтобы он выглядел новым, презентабельным, без следов предыдущего использования. Потом его следует проверить тестером, или нагрузочной вилкой: подсоединить и узнать напряжение без нагрузки. Оно должно быть не меньше 12,5 В, а под нагрузкой — не падать до 11 В. Если напряжение оказалось меньше 12,4 В, это знак, что АКБ недозаряжена или очень долго хранилась на складе. Следовательно, лучше поискать другой аккумулятор.

Я бы рекомендовал приобретать аккумуляторы в специализированных сервисах, в которых вам окажут профессиональную помощь, в том числе гарантийную и постгарантийную. Да, цена аккумулятора на рынке будет меньше, но тут можно проиграть в сервисе и дальнейшем обслуживании батареи.

— Как самостоятельно обслуживать купленную АКБ, чтобы она прослужила как можно дольше?

— Современные аккумуляторы уже являются либо малообслуживаемыми, либо в обслуживании не нуждаются. Поэтому самым оптимальным будет контроль за уровнем их заряда. И периодически (один раз до зимы и один раз после) ставить их на зарядку, следить за чистотой клемм и самого корпуса аккумулятора, его вентиляционных отверстий, которые гармонизируют давление в корпусе. В противном случае АКБ рискует выйти из строя и даже взорваться. Такое не так часто, но все же случается.

— А как подзарядить аккумулятор?

— Само собой, обычная розетка не подойдет. Можно самостоятельно приобрести специальное зарядное устройство3: просто подключай и заряжайся, процесс автоматизирован. Есть другой вариант: обратиться в сервисный центр, где вам его подзарядят, после чего ездите себе дальше.

— Что делать с неисправным аккумулятором: восстановить, выбросить, продать? Какие варианты в этой ситуации возможны?

— Выбрасывать старый аккумулятор точно не стоит, так как это опасно для людей и окружающей среды, плюс есть ответственность на законодательном уровне. Такую АКБ лучше привезти в любой аккумуляторный магазин и сдать за деньги либо обменять с доплатой на новый аккумулятор. Ну а старый будет переработан для производства нового.

Если аккумулятор просто разрядился, нужно как можно быстрее его подзарядить: есть шанс, что он еще прослужит вам какое-то время. Но если разрядка происходит слишком часто, это значит одно: АКБ скоро окончательно придет в негодность, возможно, даже через пару месяцев.


Поделиться с друзьями
234 просмотров