Новый гастросимвол Краснопольщины – парёнки

Очередная победа творческого тандема учитель–ученик районной гимназии в республиканском этапе конкурса «Капитал места» буквально прославила нашу малую родину на международном уровне.

Но обо всём по порядку. Идейный вдохновитель возрождения исконно краснопольского лакомства – Наталья Романовна Чистякова, учитель труда районной гимназии, а вот соавтором исследовательской работы и су-шефом выступила София Шагова, ученица 11 класса.

Воспоминания в тему

«Этот десерт, назовём его так, готовили в моей семье и передавали из поколения в поколение. Я росла в простой семье, в деревенском доме, где бабушка, а потом и мама готовили в печи парёнки. Краснополье – это же сельская местность. Многие люди жили и живут, имея подсобное хозяйство и свой участок земли, выращивая на нем овощи. Их всегда – в излишке, поэтому рачительные хозяйки со смекалкой придумали такой рецепт. Кроме того, в былые времена в семьях всегда было много детей, различных сладостей и уж тем более денег на них у семей не было, а дети, они же во все времена – дети. Им хочется чего-то такого вкусненького. Сама помню, как у нас в семье было пятеро детей, и каждый раз, когда мама приходила домой, мы бежали к ее сумке, чтобы посмотреть, нет ли для нас чего-нибудь? Так вот с появлением этого блюда в нашей семье, проблема сладкого перекуса была решена. Кроме того, этот перекус ещё и полезный, ведь в основе – одни овощи», – делится воспоминаниями Наталья Романовна.

Именитые гости на презентации краснопольского лакомства

«В конкурсе «Капитал места» мы участвуем уже второй год. В прошлом году вместе с моей дочерью Катей мы презентовали глиняную кружку, изготовленную своими руками из природного материала, которым славится наша Краснопольская земля. В этом году мы решили популяризировать свою родную сторону уже со стороны гастрономии, ведь аутентики у нас предостаточно, в какой сфере ни посмотри. И мы не ошиблись с выбором. Как итог – первое место в областном этапе и второе – в республиканском. Работа заключалась не только в презентации готового продукта по старинной рецептуре, но и представляла собой серьёзное исследование, как на полезность полученного деликатеса, так и на уникальную историю его возникновения. «Краснопольские парёнки» – официальное название нашего блюда, поистине произвели фурор. Пусть это звучит немного нескромно, но тому есть доказательства. По итогам областного этапа, получив законное первое место, мы были приглашены на спортивно-культурный фестиваль «Вытокі» в Костюковичи в качестве участников. Именно там состоялась презентация проектов, ставших победителями регионального этапа республиканского конкурса «Капитал места». Мы не ожидали такого ажиотажа вокруг нашего блюда. Гостьей нашей дегустации стала и Лилия Лукашенко, глава модной галереи «АртХаос». Через несколько минут нашу продукцию уже пробовали Виктор Лукашенко, президент Национального олимпийского комитета Республики Беларусь, Андрей Иванец, министр образования Республики Беларусь, Анатолий Исаченко, председатель Могилёвского областного исполнительного комитета. Мы были приятно удивлены и растроганы. Они пробовали наше блюдо – им очень понравилось. И сразу же возникла идея, что такими рецептами разбрасываться нельзя. Им место не только на родине в глубинке, но и на столах всех учреждений образования нашей страны. Ведь дети не едят овощи в привычном нам виде, а такое угощение «зайдёт за милую душу», говорили они.Мы ликовали – было приятно от таких слов. А ещё нас снимало телевидение, и столичные журналисты брали интервью. В общем, впечатлений хватило на годы вперёд», – рассказывает руководитель проекта.

Поделились секретной рецептурой

Соня Шагова рецепт своего победного лакомства знает наизусть и не хранит его ингредиенты под грифом «секретно». Она с удовольствием делится: «Рецепт прост, несмотря на давность – в тренде. Отбираем овощи хорошего качества: спелые, душистые и свежие, промываем под проточной водой, режем кубиками, слайсами, кому-как удобно, отправляем в мультиварку. Потом добавляем немного сахара, томим их около четырёх часов, а затем раскладываем на противне и досушиваем в духовке до состояния мягкой жевательной конфеты, но не пересушиваем – чипсы здесь ни к чему, не из этой оперы, как говорится. Как только всё готово, присыпаем немного сахарной пудрой. А ещё добавляем хорошее настроение и любовь. Вот и всё. Мы упростили рецепт, ведь наши прабабушки и бабушки по многу часов томили парёнки в печи на углях. От этого, кстати, и пошло их название «паренки», от слова «парить». К слову, когда мы были на защите проекта в Минске, то многие думали, что он был связан с блюдами из картофеля, ведь именно так называют у нас «бульбу з печы». Нам же для лакомства подходят кабачки, тыква, морковь и свекла».

Республиканский этап

«В Минске большим удивлением для нас стало участие в дегустации, созданной нами продукции, делегации из стран СНГ, которая параллельно участвовала в конкурсе «Сто идей для СНГ», а заодно и угостилась нашими сладостями. Положительных отзывов, оставленных после их визита, просто не счесть. Многие отмечали, что блюдо очень похоже на сухофрукты. Когда мы раскрывали секрет и говорили, что оно из овощей, то их удивлению не было предела. Все просили рецепт и торопились приготовить лакомство дома. По итогу – у нас второе место в нашей номинации, но мы не расстроены. И с прекрасным настроение отправились на экскурсии, организованные для участников на второй конкурсный день. Мне понравилось всё, но особенно запомнилось «Пространство Хаима Сутина». Там нам рассказали о знаменитом белорусском художнике, уроженце Смилович. Там же угостили чаем. Хоть это и музей, но его формат – французское кафе. Ощущение, что побывали во Франции и насладились картинами именитого художника», – вспоминает Соня.

Планы на будущее: уже не тактика, а стратегия

Наталья Романовна поделилась, на каком этапе сегодня находится проект и сдержали ли своё слово именитые гости? «Да, безусловно, сдержали. Со мной связалась директор организации «БелБренд аудит» Валентина Дынич. Организация занимается созданием на основе историко-культурных традиций с использованием инновационных подходов региональных белорусских брендов и их продвижением на внутреннем и внешнем рынках. Вместе с ней мы разрабатываем концепцию продвижения наших сладостей. Я в данный момент являюсь своеобразным консультантом проекта. Уже есть предложения сменить его название на «витаминный сет» или же на конкурсной основе предложить учреждениям образования Беларуси разработать новое название, логотип и вид упаковки. Далее узкие специалисты займутся расчётом колоража, изучением полезного эффекта продукта на здоровье детей и многими другими нюансами, прежде чем блюдо попадёт на столы всех школьных столовых республики. В общем, работы много, но она такая интересная. Скажу по секрету, что на столы нашей столовой этот витаминный сет уже попал. В рамках недели здорового питания наши гимназисты продегустировали блюдо и остались довольны и впечатлены. Овощи в таком виде были с аппетитом сметены со столов и малышами, и старшеклассниками», – рассказывает о продвижении проекта Наталья Романовна.

И я там был…  

Краснопольские парёнки, или витаминный сет, испробовали и мы. А как же? Мы должны знать, что именно так нахваливаем. Скажем честно, они действительно вкусны, полезны для фигуры и здоровья, а также экологичны. Поэтому рекомендуем каждому попробовать приготовить угощение дома или дождаться его массового производства.

Текст и фото Ольги БАСАРИМОВОЙ.

Поделиться с друзьями
501 просмотров