Судьба человека: в объективе Сергей Агеенко
Среди известных людей – от святых средневековья до лауреатов Нобелевской премии и олимпийских чемпионов современности – есть уроженцы Беларуси. Но зачем смотреть глобально, когда удивительные земляки здесь, рядом, только присмотрись...
Побывали в гостях у Сергея Агеенко. Он известен многим краснопольчанам, как руководитель учреждения образования, однако уверяем вас, что нам есть чем вас удивить, ведь каждый этап его биографии поистине замечателен. Баянист, актер, историк, фотограф и депутат – впечатляющие ипостаси. Однако обо всем подробнее.
Кто мы, откуда и где наши корни?
«Я пропойский, или славгородский, так понятнее будет читателю. Родная деревня – Безуевичи. Деда с бабушкой застал советский политический террор. Они были разорены и репрессированы в 1931 году. Родители простые трудолюбивые колхозники, имеющие за своими плечами по несколько классов образования. Войну они, конечно же, застали. Отца на фронт не забирали, он был инвалид с детства. Помню их рассказы про оккупацию, как сложно было выживать, немцы забирали все: и поросенка, и куренка. Папа мастерски умел шить. Дома была знаменитая Zinger (Зингер) – она нас и кормила, отец даже шубу шил на заказ. Стоила она пять рублей, он справлялся с заказом за неделю. Я же этим не интересовался, хотя можно было бы научиться, но желания вовсе не было», – откровенно рассказывает Сергей Федорович.
Музыка как часть моей души
Родился наш собеседник в 1944 году, когда все еще шла война. «Прекрасно помню свое послевоенное детство, есть было нечего. Мы ранней весной ходили на поля собирать гнилую картошку. Я маленький, в резиновых сапогах, застрял в грязи, хорошо, что сестра старшая со мной была, так вытащила. Дома корова была, всего пару литров молока давала, из них государству надо было часть отдать, поэтому самим практически ничего не оставалось. С детства умею все по хозяйству, ведь родителям нужна была помощь: доить корову, косить, пахать. Так и рос простым деревенским парнем.
Классе в девятом пошел в клуб на танцы, там молодежь танцевала под гармонь. Самоучки-гармонисты играли краковяк, польку, лявониху и даже полонез Огинского. Подхожу к одному из них, внимательно, не дыша и не отрываясь, смотрю на его пальцы, которые виртуозно скользят по клавишам, и говорю: «Буду играть так же, и даже лучше». Скорее это я говорил даже не ему, а самому себе ставил цель. И к ней пришел. Сначала уговорил отца купить мне гармонь. Она стоила баснословных на тот момент денег – 270 рублей. Он их заработал для меня. Чтобы вы понимали, мы босые ходили, так как сапог не было, а гармонь – была. Играть не умел вообще, но как только взял ее в руки, музыка полилась сама. Потом много было сыграно, свадеб около пятидесяти отыграл. И только на одной из них заработал, потом денег не брал. Два дня играл – десять рублей заработал. Руки все в мозолях были. Я тогда еще в десятый класс ходил.
Был еще случай. Однажды пригласили меня на свадьбу играть гостям. Так душевно было, столько танцевали. Прошло время, уже не играл ни на каких мероприятиях, и вдруг предложение: «Сыграй на нашей серебряной свадьбе, как и двадцать пять лет назад». – Ну как тут откажешь?», – улыбается собеседник.
Поиски себя
«Поступать поехал в Могилевское училище культуры на хоровое отделение, но не поступил. Предложили пойти на театральное отделение. Это вообще было не мое. Показал этюд вообще без подготовки и был принят. Учился – да, но без особого энтузиазма. Пропадал днями на занятиях по баяну. Там уже и гаммы выучил, и трезвучия, и арпеджио. По десять часов в день занимался. После учебы направили в Краснополье в Дом культуры работать баянистом. Все нравилось, кроме жалования. Платили 47 рублей 50 копеек, а у бабушки технички было 50 рублей. Комнату я снимал за 30, а 17 всего оставалось на жизнь. Такое положение дел меня не устраивало, тем более что уже познакомился со своей Валентиной. Она пела в женском ансамбле, а я им аккомпанировал. На такую зарплату сам не проживешь, не то что семью прокормить. Подрабатывал в детском саду музыкальным руководителем. Там со мной интересный случай произошел. Играю как-то, а ко мне походит маленькая девчушка, смотрит внимательно за моими руками, наблюдает, не отрывая глаз. Вспомнил себя в детстве и посоветовал ее родителям отдать дочку на класс баяна – у нее талант. Они так и сделали. Со временем Татьяна окончила музыкальную школу, играла феерично. Вернулась в Краснопольский район преподавателем и сама взрастила не одно поколение прекрасных музыкантов.
Хоть заработок прибавился, но на жизнь все равно не хватало. Решил поступать в педагогический. Выбрал исторический факультет Смоленского института, так как история и обществоведение нравились очень. И это в профессии принесло свои плоды – у меня высшая категория учителя истории. Потом увлекся изучением своей родословной, составил генеалогическое древо и даже написал всю историю своей семьи и семьи супруги. Рукописи этих работ до сих пор храним, чтобы передать своим внукам», – говорит наш герой.
Направления самореализации
«После института стал работать в школе учителем истории, обществоведения и завучем по внеклассной работе. Получал хорошо, под 200 рублей. Семья уже была, родились сыновья Владимир и Александр. Стали жить неплохо. Сразу же стал руководителем детского хора, затем еще художественным руководителем музыкальной группы. Мы все искренне любили то, чем занимались. Выступали в школе, Доме культуры, ездили на конкурсы. Затем в жизни наступил переломный этап – новые должности: инспектор в отделе образования, а потом и директор школы. Перед собой, как перед руководителем, поставил серьезные задачи – качество питания учеников и укрепление материальной базы. За обучение тогда можно было не волноваться. Были сильные педагоги, и ученики больше интересовались учебой. Случилось также попробовать себя и в роли депутата областного Совета депутатов. Интересы нашего района я отстаивал, можно сказать, героически. Было много разных бюрократических проволочек – в то время решался вопрос строительства нового здания школы», – вспоминает Сергей Федорович. Но тяга к творчеству при этом никогда не пропадала.
Вдохновляющее хобби – фотография
Еще в юности наш герой увлекся и фотографией. Так же как и игре на гармони, долго этому учиться не пришлось. Все стало получаться, практически, само собой. Сергей Федорович вспоминает: «У меня была своя фотолаборатория. Там пропадал часами. Знал и умел проявлять даже цветные снимки. Фотографировал все подряд – очень важно сохранить память именно на бумажном снимке. Больше всего мне нравилось делать фотографии людей, когда они заняты делом, не позируют. Такие фотокарточки остаются живыми на долгие годы».
Важная ремарка от супруги
«Мне повезло с мужем. Он очень интересный человек. Чего только стоит тот факт, что он с баяном своим шестьдесят лет не расстается? На самом деле, он еще очень добрый и бесхитростный. Мы воспитали замечательных сыновей и внуков. Внучки тоже близки к музыке, как и их дедушка. Одна профессиональная скрипачка и две пианистки. Кроме того, Сергей всегда поможет по дому. В молодости у нас было большое подсобное хозяйство, сейчас только куры, но и сегодня он первый мой помощник и опора».
От автора
Вот такие замечательные люди живут с нами рядом. Сергей Федорович 5 марта отметит свой 80-летний юбилей, но и сегодня он, как и раньше, полон жизни и новых идей, активен и коммуникабелен. Чего стоит только то, что во время нашей беседы ему несколько раз звонили друзья, чтобы пообщаться. «Да, мне и сегодня до всего есть дело. Не могу так сидеть просто на пенсии. Читаю газеты, смотрю телевизор, в курсе всех общественных и политических событий. Жизнь на пенсии не заканчивается, мы идем вперед, беря с собой воспоминания в виде снимков из фотоальбомов и прожитых событий».
Ольга БАСАРИМОВА. Фото автора.