Кормозаготовка: составляющие успеха

Механизаторы С.С. Коженков и А.Н. Баранов

В эти июньские дни на полях ОАО «Краснопольский» развернулась одна из наиболее важных и продолжительных кампаний – заготовка травянистых кормов для крупного рогатого скота. Что касается предстоящих планов кормозаготовки, ее объемов мы рассказывали в предыдущем номере газеты. Но, как известно, во многом успешное проведение заготовки кормов зависит от умелой организации производства работ, соблюдения требований установленных регламентов и технологий при их проведении. А за каждым из этих условий стоят люди: руководители, специалисты, механизаторы, рабочие. Как налажен процесс кормозаготовки в ОАО «Краснопольский», мы узнали, посетив некоторые объекты отделения, пообщавшись с людьми.

Организация производственного процесса

– У нас создан и действует кормозаготовительный отряд, – рассказывает В.Н. Бардонов, управляющий отделением «Краснопольское». – В него входят специалисты хозяйства, механизаторы, рабочие полеводческих бригад. Первоочередная его задача сейчас – заготовка сенажа. Сложившиеся погодные условия требуют максимального напряжения сил, чтобы использовать по максимуму каждый погожий день. Поэтому техники в поле работает много, – объясняет положение дел Василий Николаевич. – В кормозаготовительном отряде задействованы две косилки КПР-9 «ПАЛЕССЕ CH90». Их высокая производительность обеспечивает выполнение работ за короткий промежуток времени. Работают в поле и двое грабель ГРЛ-9,6-1, которые собирают провяленую траву из прокосов в валки и производят их оборачивание. Гордость отряда – кормоуборочный высокопроизводительный комплекс КВК-800 «ПАЛЕССЕ FS80», пополнивший технический парк хозяйства в прошлом году.
Рабочий день кормозаготовителей начинается в семь часов утра и длится до восьми вечера. Но знаете, если нужно попозже поработать, никто никогда не отказывается, – делится управляющий отделением. – Здесь есть и их личная заинтересованность. Если пойдут дожди, то работа в поле будет, к сожалению, приостановлена. Поэтому в нашей работе дорог каждый солнечный день.

Мы убедились в этом в прошедшее воскресенье, когда наблюдали за работой кормозаготовительного отряда.

Кормозаготовка – это темпы работ

Приехав на поле, расположенное недалеко от д. Ломы, еще издалека увидели кормоуборочный комбайн КВК-800, к которому один за другим подходил грузовой транспорт. Мы насчитали 7 единиц техники на отвозке зеленой массы от одного КВК-800.

Тандем и техники, и механизаторов работает без сбоев.

За рулем находился хорошо известный нашим читателям по предыдущим публикациям механизатор отделения «Краснопольское» Коженков Сергей Сергеевич. С легкостью и сноровкой управлял он быстродействующей умной машиной. За плечами ведь 20 лет трудового стажа и опыт работы на кормоуборочном комбайне К-Г-6. А в прошлом году руководство ОАО «Краснопольский» решило доверить ответственному работнику новую технику. Сергей Сергеевич признается, что одновременно испытывал радость и тревожился: придется освоить комбайн «KBK-8OO», который называли «Белорусским «Ягуаром» не просто так, для «красного словца». Оснащённый мощным двигателем, бортовым компьютером, кондиционером, камне-металлодетектором, он ни в чём не уступал западному аналогу. Сейчас механизатор со знанием дела объясняет нам процесс обработки травяной массы: подборка, измельчение примерно до 16 мм, смешивание с биодобавками и через силосопровод – в кузова подъезжающей техники для транспортировки в сенажную траншею. В тот момент под загрузкой находился МТЗ-1221, управлял которым А.Н. Баранов. После короткого общения с ним стало понятно, что это «универсальный» механизатор, задействованный на всех важнейших сезонных работах. На посевной Александр Николаевич трудится на АКШ-6.0 обрабатывая почву. На уборочной – он уже старший комбайнер экипажа зерноуборочного комбайна КЗС-1218 «ПАЛЕССЕ GS12». Во время кормозаготовок механизатор отвозит зеленую массу по двум маршрутам: на МТФ для докорма скота и в сенажную траншею. Мы проследовали по последнему из перечисленных маршрутов на МТФ д. Хвощи, где полным ходом происходила закладка сенажной траншеи.

Кормозаготовка – это качество работ

Скосить траву – это только половина дела, необходимо грамотно соблюсти все правила заготовки сенажа. На сенажной траншее мы встретились с агрономом отделения «Краснопольское» Татьяной Викторовной Шалашовой, которая контролировала качество закладки сенажа. 

Т.В. Шалашова с аппаратами для измерения влажности и температуры сенажной массы.

Эта сенажная траншея рассчитана на 1000 т зеленой массы. На данный момент заложили 370 тонн, – рассказывает Т.В. Шалашова. – Чтобы заложить качественно сенаж, необходимо постоянно контролировать соблюдение параметров температуры и влажности, – и поясняет. – Если при закладке увеличивается температура – значит, идет не сенажирование, а сгорание. Оптимально, когда закладка и трамбовка проходит при температуре до 37 градусов и до 60% влажности. Если температура увеличивается, то необходимо усилить трамбовку, чтобы прекратить поступление воздуха, способствующего процессу гниения.

Ответственная за закладку траншеи Татьяна Николаевна трижды в день в разных ее местах с помощью специальных аппаратов измеряет температуру и влажность. Кроме этого, и специалисты ВСУ «Краснопольская райветстанция» утром и вечером контролируют эти показатели и дают соответствующие рекомендации.

– Для качественной консервации сенажной массы мы используем соль из расчета 3 кг на 1 м² на каждый слой травяной массы толщиной 1 м, – продолжает свой рассказ Татьяна Викторовна. – Очень важно сенажную яму затрамбовать в течение 3-4 дней и укрыть ее пленкой. При соблюдении всех этих условий начнется правильная консервация и получится хороший сенаж. Но и это не самое главное.

Кормозаготовка – это кадры

К галерее уже имеющихся в этой публикации портретов механизаторов хотелось бы добавить еще два:  работающих на трамбовщиках сенажной массы А.А. Бондарева и А.Н. Дроздова, считающихся в отделении опытными специалистами по многим видам сельскохозяйственных работ, в том числе и по технологически правильной закладке сенажных хранилищ. Труд аграриев для обоих не в новинку: на полях прошли их детство и юношеские годы. Без работы сидеть в деревне в то время было, не то что не принято, – стыдно как-то. Именно из таких людей и вырастают настоящие профессионалы, люди высокой работоспособности, душой прикипевшие к работе на земле. Их «тяжеловесы» Амкодор 342С4 и К-700 перемещаются по засыпанному корму в яме с определенной логикой, сноровкой и отточенностью движений.

Амкодор А.А. Бондарева на утрамбовке сенажной траншеи.

Один за другим к силосной яме подъезжали трактора с прицепами и МАЗы, выгружались и оперативно отправлялись обратно в поле. Фиксировала количество рейсов та же Татьяна Викторовна Шалашова, о которой хотелось бы сказать отдельно. В мае у нее закончился срок отработки после распределения  БГСХА. Но эта молоденькая улыбчивая девушка продемонстрировала нам не только знание технологии закладки сенажа и контроля за его качеством, но и куда более важные вещи: серьезное и ответственное отношение к выбранной профессии, собственное представление о дипломированном специалисте, стремящемся стать профессионалом. Татьяна Викторовна заключила контракт с ОАО «Краснопольский» и продолжит работать, чтобы, по ее словам, научиться грамотно применять на практике, в специфических производственных условиях теоретические знания, используя опыт и помощь окружающих ее профессионалов.

Таким образом, правильная организация производственного процесса, соблюдение темпов и качества выполняемых работ и, конечно же,  ответственный, трудолюбивый коллектив, позволят качественно и без потерь провести кормозаготовительные работы.

Наталья Козик.
Фото автора.

Поделиться с друзьями
1 164 просмотров