Белорусская модель общественного развития – национальный символ единства страны

Близится важнейшее для страны событие – конституционный референдум, который расставит точки над «і» в общественной дискуссии, которая ведется уже более трех лет: каким путем нашей суверенной стране идти дальше, как противостоять современным цивилизационным вызовам и реалиям, сохранив все лучшее, что в государстве было создано за годы независимости.

Основная тема Единого дня информирования в декабре – «Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности».

Мы все вместе вспомним важнейшие этапы развития нашего государства, историю Основного закона суверенной Беларуси и референдумов, в ходе которых мы, белорусы, принимали решения, оказывавшие судьбоносное влияние на становление государственности, способствовали внутриполитической стабильности, эффективной работе государственных органов.

Теперь наша страна стоит на пороге нового этапа развития, который требует очередного изменения Основного закона Республики Беларусь.

Только прямое волеизъявление белорусов, а не диктат извне или экономические санкции, может изменить политическую систему страны в том направлении, в котором сочтет нужным белорусский народ. Символично, что подготовка нового проекта Конституции совпала с объявленным в стране Годом единства белорусского народа. А это значит, что ее принятие станет своего рода национальным символом, который сплотит вокруг себя граждан нашей страны.

Планируемые изменения в новой редакции Конституции, которая в ближайшее время будет вынесена на всенародное обсуждение

Подвергнуты изменениям 77 статей Конституции, введено 11 новых статей, 1 новая Глава, а также полностью обновлен Раздел о заключительных и переходных положениях. Исключены 2 статьи Конституции.

Конкретные изменения, которые сегодня уже можно назвать, предлагаются следующие:

Ценностное содержание

  • Понятие суверенитета вводится в преамбулу Конституции;
  • государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной Войны;
  • проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого;
  • брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Государство оказывает поддержку семьям с детьми.

Выборы и партийное строительство

  • Граждане имеют право на создание политических партий и участие в их деятельности;
  • право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с Законом;
  • запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом;
  • выборы депутатов всех уровней проводятся в единый день голосования.

Социально-правовые аспекты

  • Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в порядке, установленном законом;
  • граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья;
  • государство проявляет особую заботу об инвалидах и пожилых людях. Инвалидам обеспечиваются равные возможности для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Государством реализуется политика социальной интеграции инвалидов, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами.

Институт Президентской власти

  • Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и иные преимущества;
  • одно и то же лицо может быть Президентом не более 2-х сроков;
  • исключается норма об издании Декретов Президента Республики Беларусь. При этом Глава государства издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны, а также сохраняет право отмены актов Правительства;
  • Генеральный прокурор, Председатель Комитета государственного контроля назначаются Президентом с предварительного согласия Совета Республики, Премьер-министр – с предварительного согласия Палаты Представителей;
  • Президент может быть смещен с должности Всебелорусским Народным Собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Всебелорусское народное собрание   

  • Всебелорусское Народное Собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства;
  • делегатами ВНС по умолчанию являются действующий Президент Республики Беларусь и Президент, прекративший исполнение своих полномочий, а также представители исполнительной, законодательной, судебной власти, депутаты местных советов и выдвиженцы от структур гражданского общества;
  • предельная численность делегатов ВНС 1200 человек. Срок полномочий пять лет. Работа делегата ВНС осуществляется без отрыва от трудовой (служебной) деятельности. Заседания ВНС проводятся не реже одного раза в год;
  • коллегиальным органом руководства ВНС является Президиум. Председатель ВНС, его заместитель, иные члены Президиума избираются делегатами ВНС тайным голосованием.

Полномочия ВНС

  • Утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину Республики Беларусь;
  • утверждает программы социально-экономического развития;
  • по предложению Президента избирает Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, а также освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным Законом;
  • вносит в Палату Представителей предложения по изменению Конституции;
  • принимает решения о смещении с должности Президента в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;
  • решения ВНС являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Переходные положения

Государственные органы (должностные лица) сохраняют свои полномочия на срок, на который они были образованы (избраны, назначены), либо до прекращения их полномочий в установленном порядке.

Поделиться с друзьями
483 просмотров