Афганистан — это зарубка на сердце и в памяти

«…Разведотряд расположился в заброшенном кишлаке, недалеко от тропы. Головной дозор группы из четырёх человек расположился в разбитом дувале ближе к ущелью, метрах в 80-ти от основных сил. «Духи идут», – услышали мы по радиостанции мл. сержанта Володю Коргуна из «головняка». Подпустили их, завязался бой. Обстановка сложилась так, что отряд окружили. Душманы вели огонь с трех основных направлений. Командир отряда расположил подчиненных по секторам обстрела. С одного направления духи пошли цепью, в полный рост. Наверное, были обкуренные. Возникла необходимость в срочной эвакуации головного дозора, потому что их развалины хорошо пристреливались духами. Но для начала нужно было развернуть тяжелое оружие. Пулемет НСВС «Утес» на пригорке начал разворачивать ряд. Ваня Лагутин (белорус). Ему помогал помощник пулеметчика ряд. Ибадов (таджик). Пули летели совсем рядом. Молодые солдаты не испугались! По расчёту «Утеса» стреляли духи и не давали бойцам сосредоточиться. Командир стрельбой из своего автомата прикрывал Ваню Лагутина. Напротив пулеметного расчета, на другом пригорке, метрах в 100 примерно, душман выстрелил из гранатомета по командиру. Граната пролетела над головой. Патроны в магазине у лейтенанта закончились, и он закричал: «Ваня, прикрой!» Ваня только успел зарядить ленту в «Утес» и пустил первую очередь из пулемета по духу. Душман выстрелил по офицеру второй раз. Вторая граната пролетела еще ниже, был слышен её шорох. Чуть-чуть не хватило... Сантиметров 20. У Вани Лагутина заканчивается лента: «Командир, прикрой!». Ибадов помогает зарядить вторую. Лейтенант стреляет в духа, уже вкатившего третий «снаряд» в ствол гранатомета РПГ-7. Автоматная очередь не даёт ему прицелиться. Живучий, гад! – Не дать духу стрельнуть в третий раз! Общими усилиями как-то «загасили»…
В том бою сильный характер проявили молодые скромные ребята: Лагутин и Ибадов. Старослужащие совсем по-другому стали к ним относиться. Молодые разведчики были приняты в воинское братство».

Рассказ о воине-афганце Иване Владимировиче Лагутине я начала с воспоминаний  Евгения Барышева (https://desantura.ru/veteran,  раздел «Афганистан/ Война СССР в Афганистане (1979 – 1989)»), который с 1986 по 1988 гг.  служил в Афганистане в 668-ом  Баракинском  отряде 15-ой Джелалабадской бригады СпН  командиром разведгруппы. Под его началом службу проходил и наш земляк Иван Лагутин…

2 июля 1986 года 19-летний парень, к тому времени уже получивший профессию тракториста-машиниста в Хотимском СПТУ и работавший в совхозе «Дружба», по повестке спецнабором отправлен в армейскую учебку сначала в Новочеркасск, а затем в г. Черчик Ташкентской области.  После окончания обучения  переправлен в район Бараки провинции Логар Афганистана. «Службу проходил в разведроте спецназа,  сначала разведчиком-гранатометчиком, а затем разведчиком-пулеметчиком. Задача – в составе группы совершать вылазки, выходы в горы для обнаружения бандформирований, караванов с оружием и их ликвидация. Честно признаюсь: поначалу было страшно даже от мысли, что предстоит применять оружие против людей, – вспоминает Иван Владимирович. – Приходилось спасать раненых друзей и выносить погибших – их не бросали. Это был негласный закон на той чужой земле: не оставлять своих».

Что помогало выстоять в тех нечеловеческих условиях? На этот вопрос, подумав, Иван Лагутин ответил: «Еще с детства внутри была установка: не быть слабаком и трусом, не опозорить фамилию. В бою это желание помогало стоять до последнего. А еще – хорошая физическая подготовка благодаря природным данным и школьным урокам физкультуры учителя Л.И. Хомченко. Пригодились и занятия по начальной военной подготовке в Хотимском СПТУ. Зря, конечно, что в школах сейчас не изучают этот предмет, – считает воин-афганец. – Парни должны иметь представление об оружии, уметь им пользоваться. Мне это умение помогло быстрее освоиться на той войне и выжить».

В памяти воина-афганца много боевых выходов. Особое место в их ряду занимает громкая операция, которая вошла в историю спецназа под названием «Абчаканский караван», в ходе которой в мае 1987 года подразделениями Баракинского отряда был захвачен один из самых больших караванов с оружием и боеприпасами за всю историю афганской войны.

«При дневном облете был обнаружен караван. Вступили в бой. Наша разведрота сражалась при поддержке с воздуха, а потом и подоспевшей бронетехники», – вспоминает Иван Владимирович. – Было уничтожено около 50 мятежников и более   200 вьючных животных, захвачено много оружия, в том числе трофеев особой важности». За эту операцию наш земляк был награжден орденом Красной Звезды. На этом боевая история воина-афганца не заканчивается. В его служебной характеристике записано: «Неоднократно участвовал в боевых действиях по уничтожению караванов и банд мятежников. Проявил при этом мужество и отвагу». Медаль «За отвагу» вручили Ивану Лагутину уже после демобилизации, хотя, по его словам, командование представляло его ко второму ордену Красной Звезды.

На фото: лето (июнь) 1987 г. РГ-424 в районе за ущельем Вагджан. Западнее кишлака Мулла-Бахадур. Первый ряд: слева мл. с-т Чубаров, второй командир группы 424 л-т Е. Барышев. Второй ряд: ряд. Олег Шекунов (кличка «Старый»), ниже второй ряд. Ваня Лагутин.

Афганистан – это зарубка на сердце и в памяти каждого воина-интернационалиста.  Когда-нибудь время праведно рассудит и оценит те неоднозначные события и все поставит на свои места. Но наша забота и цель в другом – не забыть о солдатах той войны, их верности воинской присяге, чести и мужестве, умении в самых сложных ситуациях не дрогнуть, проявить себя продолжателями славных боевых традиций отцов и дедов.

Наталья КОЗИК.
Фото из личного архива Ивана  Лагутина.

Поделиться с друзьями
956 просмотров