Бой вела штрафная рота под командованием Николая Кустова

На протяжении войны штрафники оказывались на самых опасных участках фронта, чаще других назначались в разведку боем, шли первыми на прорыв обороны противника или вставали на пути его наступления.

В этих боях несли значительные, невосполнимые потери. Большинство бойцов в 148­-ю отдельную армейскую штрафную роту были определены за невыполнение приказа и нарушение дисциплины. На освобожденных территориях в роту направлялись прислужники фашистов, бывшие старосты и полицаи, не запятнавшие себя кровью мирных жителей и получившие возможность искупить свою вину перед Родиной. 

Командиром взвода, а затем – штрафной роты был выходец из деревни Костяговка Николай Афанасьевич Кустов, 1923 года рождения.

В июне 1941 года он окончил десять классов школы и ушел добровольцем на фронт.

В Тамбовской области после завершения ускоренных курсов ему присвоили звание младшего лейтенанта. До назначения в штрафную роту успел повоевать в качестве взводного на передовой, сражался на Западном и 2­-м Белорусском фронтах.

В августе 1943 года 148­-я штрафная рота в составе 58-­й стрелковой дивизии действовала вдоль Варшавского шоссе на смоленском направлении. 10 августа 1943 года дивизии было поручено взять населенный пункт Емельяновка Юхновского района. Штрафная рота получила приказ прорвать оборону противника. После трехминутного артиллерийского огневого налета командир взвода Кустов, находясь в атакующей цепи, повел вверенных ему бойцов к проволочному заграждению.  Преодолел заграждение – спираль «Бруно» – одним из первых ворвался в траншею и гранатой уничтожил несколько немецких солдат. В короткой схватке был ранен. Будучи раненым, остался руководить боем. Несмотря на героизм штрафников, поставленная задача не была выполнена, хутор Емельяновка в этот день взять не удалось. В результате жаркого боя рота потеряла 39 человек.

В начале 1944 года роту придали 70-­й стрелковой дивизии, которая вела тяжелые наступательные бои на витебском направлении. Численный состав роты на 26 января 1944 года – 251 боец. У деревни Морозово Горецкого района Могилевской области 27 января 1944 года рота получила приказ провести разведку боем и захватить контрольного пленного. После артиллерийской подготовки командир лично поднял бойцов и повел их в атаку. Штрафники ворвались в траншеи и завязали рукопашный бой. При выполнении боевой задачи рота старшего лейтенанта Николая Кустова отразила четыре контратаки противника. Неся потери в личном составе от сильного артиллерийского огня противника, бойцы оставили занимаемые траншеи и отошли на исходные позиции. Потери роты в этот день составили 70 человек убитыми и 102 человека ранеными, или свыше 50% личного состава.  

Во время проведения наступательной операции по освобождению Беларуси «Багратион» штрафники находились в составе 369-­й стрелковой дивизии. 24 июня 1944 года в районе Дрибина рота прорвала немецкую оборону, форсировала реку Проня и в упорном бою овладела первой и второй траншеей противника.

Взвод Николая Кустова истребил 15 фашистов и взял в плен немецкого унтер­офицера. Затем бойцы взвода ворвались на позицию артиллерийской батареи и уничтожили 8 человек расчета. Развернув захваченные орудия, открыли огонь по отступающей немецкой колонне. В этом бою погибло 19 штрафников.

В последующих боях рота Николая Афанасьевича участвовала в освобождении Могилева, уничтожении минской группировки противника.

В октябре 1944 года 148-­я отдельная армейская штрафная рота под командованием Н.А. Кустова находилась на территории Польши и была придана 343-­й стрелковой дивизии. 10 октября 1944 года под огнем противника форсировала реку Нарев в районе Марговники Подляского воеводства и с боями заняла плацдарм для последующего вторжения в Восточную Пруссию. На этом плацдарме Николай Афанасьевич в очередной раз был ранен и сильно контужен.

В самом конце войны рота была расформирована. Оставшихся в живых штрафников перевели в стрелковые части 380-­й стрелковой дивизии. Многие из них воевали в роте капитана Кустова на полных правах. Вместе с ним 19 апреля 1945 года в числе первых форсировали очередную водную преграду, реку Одер, и своей отвагой и мужеством удержали плацдарм до подхода основных сил.

За время боевых действий Николай Афанасьевич получил четыре ранения и контузию. Его мужество и умение воевать отмечено многими боевыми наградами: тремя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны, многими медалями. Войну закончил в Берлине в звании майора, в победном мае 1945­-го оставил свою подпись на стене Рейхстага. После мобилизации из армии в 1946 году избрал самую мирную профессию – стал школьным учителем и воспитывал детей. Долгое время работал директором Разгонской неполной средней школы Тайшетского района Иркутской области, преподавал химию. Он был хорошим директором, учителем, мужем, отцом, вырастившим двоих сыновей и дочь.

Умер 28 апреля 1990 г. Похоронен на кладбище, расположенном вблизи железнодорожной станции Разгон.

Виктор  Лозовик,

старший научный сотрудник Краснопольского районного

историко­-этнографического музея.

Поделиться с друзьями
77 просмотров