Алла Коршикова: дефиле длиною в жизнь

Модные тенденции цикличны. И если вы думаете, что тот или иной фасон, порой такой неожиданный и такой замысловатый, – это «всплеск креатива» какого-­нибудь именитого дизайнера, то спешим вас разочаровать. Все силуэты, элементы кроя и декора, цветовые сочетания были давно придуманы.

Сшитый для Болгарии красный сарафан на бретелях, 80-е гг.

Все еще сомневаетесь? Тогда давайте заглянем в альбом краснопольчанки Аллы Коршиковой и посмотрим, что же было модно с 60-­х по 90­-е года прошлого столетия через призму ее жизненного пути.

Что носили в СССР в 60­-е годы? «Для большей части страны само понятие мода вообще не существовало».

Алла Терехова, в девичестве, родилась в поселке Лесовой Краснопольского района. Мама Надежда и папа Алексей работали в колхозе. В семье еще были дети – старшая сестра и младший брат. С самого детства маленькая Алла мечтала связать свою жизнь с медициной и носить кипенно­-белый халат. Но не только в халате дело, конечно же, первостепенным было желание помогать людям. Училась на себе: как только рана какая, то обрабатывала сама, бинтовала и даже при необходимости вскрывала. Никому не доверяла. Было у кого учиться: тетя работала фельдшером на ФАПе. 

Алла Терехова в школьной форме, 60-е гг.

«В беззаботном деревенском детстве мне некогда было думать о моде. Да и какая мода, казалось бы, ведь шли 60­-е годы? В школе классическая шерстяная коричневая форма, дома донашиваю вещи за старшей сестрой Светланой. Но даже в самые неподходящие времена, если есть желание, то найдутся и возможности. Сначала в школе наш класс попал под какой­-то эксперимент, где кроме классической советской школьной формы ввели второй ее вариант: голубой жакет, белая рубашка, жилетка и такая же голубая юбочка плиссе, потом и свой собственный такой же голубой спортивный костюм. Очень мне нравились эти наряды», – вспоминает собеседница.

70-­е годы вошли в историю как период брежневского застоя, но многие сторонники неофициального общественного движения «раньше было лучше» с упоением ностальгируют по этим временам.

Эпохе 1970­-х в СССР практически удалось стереть границы между женским и мужским стилями. Тренды были одними для всех, поэтому независимо от пола модники обязательно носили приталенные рубашки пестрых расцветок, трикотажные полуверы, водолазки, расклешенные от колена брюки и джинсы, вязаные кардиганы и жилеты. В это же время актуальными становятся стрижки «паж», «гаврош» и «сессон». Все они требовали от своей обладательницы прямых прядей, сами же были легкими в укладке и очень эффектно выглядели. Кроме того, они подходили представителям обоих полов. Давайте, посмотрим, что же из этого арсенала было у нашей собеседницы?

Алла Алексеевна вспоминает: «Уехала из родной деревни я совсем юной, в четырнадцать лет. Поступила в медучилище в Могилеве. Для девочки, не видевшей жизни за пределами Краснополья, это был большой стресс. Целый год мне не было дела ни до каких нарядов и причесок. Рыдала без остановки, вспоминая свой дом. Помню, на лекции отвлекусь, в окно посмотрю, вспомню деревню и плачу. Потом доходит, что из речи преподавателя ничего не поняла, тогда снова пытаюсь настроиться на учебу. Привыкла позже, освоилась и решила сдаться моде – состричь шикарную косу до пояса. Выбрала стрижку «гаврош». В первой парикмахерской мне отказали, сказав, что это безумие, и отправили домой, вернув деньги по чеку. Зато я от этой идеи не отказалась и пришла позже туда же, но к другому парикмахеру – она и состригла. Снова выделялась из толпы: короткий «еж» сверху и длина до плеч. Была несказанно довольна.

Окончила медучилище, и меня отправили на отработку в поселок Гончанское Кличевского района. В те годы количество его жителей исчислялось тысячами. Жизнь поселка была тесно связана с работой торфопредприятия «Гончанское». Инфраструктура радовала: школа, детский сад, больница, дом культуры, музыкальная школа. Много молодежи, все дружили, влюблялись, ходили на дискотеки, в кино, на прогулки. Там же случилась и первая моя детская любовь. Именно детская, потому что мне не было и восемнадцати лет. В больнице, где я работала, мне даже ночных смен не ставили, еще совсем юной была.

Героиня (справа) в модной цветной рубашке и со стрижкой «сессон», 70-е гг.

В моем гардеробе никогда не было много одежды, но все вещи отличались комфортностью и аккуратностью. И на работу, и на прогулки в то время надевала костюм – укороченный жакет и мини-­юбку, дополняла этот образ сапогами­-чулками. Широкие брюки клеш носила под цветную блузу, а шикарную серую удлиненную юбку под югославские сапоги на платформе. Было несколько платьев у меня кримпленовых и коротких, и длинных. В целом, с одеждой модной вообще проблем не было в наших районах. В обычном универмаге Кличева, куда мы ездили за покупками, было все. Обувь на любой вкус: немецкая, итальянская, чешская – изобилие, одним словом. И деньги у нас на это были: 40 рублей зарплата, столько же аванс. А если чего и не было модного и нужного, то в ателье, внизу нашего же общежития, можно было сшить на заказ абсолютно все. Неси закройщику ткань, объясняй, что хочешь, – и получай эксклюзивную модель.

На свидания со своим другом Володей красилась тушью «Ленинград», кисточку которой постоянно надо было смачивать, зато ресницы были длиннющие. Стрелки были еще в моде яркие, но я их не любила, а вот духами «Тет­-а-­тет» пользовалась постоянно. Нашим романтическим отношениям так и не суждено было перерасти во взрослые и серьезные. Он учился в Минске, оттуда себе однажды невесту и привез. Как плакала, помню до сих пор, но это жизнь, и, видимо, такова была судьба».

Чем пестрее, тем лучше – советская мода 1980-­х

Представители поколения, чья молодость пришлась на те годы, сразу вспоминают тенденцию к геометризму – актуальными стали ассиметричные детали, воротники-­стоечки, абсолютно прямой силуэт. Блузки и кофты часто шили с рукавом реглан, на джинсы и брюки нашивали накладные карманы, ну и, конечно же, в топе – брюки-­бананы.

«В этот период я уже работала в Могилеве, в областной больнице, ревматологическом отделении. Тогда не было больших преград для путешествий. Поэтому, где только не побывала! Но запомнилась поездка в Болгарию. Для нее сшила несколько платьев и восхитительный красный сарафан на тонких бретелях. В этих нарядах производила неизгладимое впечатление на противоположный пол. Но мне все это было неинтересно настолько, что всего раз мы с подружкой пришли на дискотеку, а потом от поклонников убегала в белых кожаных босоножках на высоком тонком каблуке с ремешком. Прочные были босоножки – даже за такой спортивный марафон с ними ничего не случилось. Из Софии привезла себе много модных образов: замшевую куртку, бежевый сарафан, кроссовки на платформе. И знаменитые брюки­бананы у меня были, и блузки с рукавом реглан», – откровенничает Алла Алексеевна.

«В лихие 90­-е мы одевались как могли»

Мода 90­-х в постсоветских странах – это очень сложные и, в то же время, интересные и незабываемые времена. Людям жилось сложно, но одеваться хорошо любили все, поэтому тогда носили то, что «удалось урвать, выстаивая часовые очереди в магазинах». Иногда такую русскую моду 90-­х называют «шокирующей», так как, глядя сегодня на фото из прошлого, невольно думаешь: «Да как такое вообще можно было носить?!»

Свадьба с Виктором, 90-е гг.

«Начало 90­-х – время, когда познакомилась со своим будущим супругом Виктором на семейном каком­-то празднике. Снова я максимально дистанцировалась от всех этих романтических встреч. Жила на свою зарплату, особо себе ни в чем не отказывала. Времена тяжелые, на прилавках нет ничего. Помню идешь мимо какого-­нибудь магазина, видишь очередь, спрашиваешь: «За чем стоите?», а там – за сахаром, к примеру. О, – это то, что нужно! И сама становлюсь. Товары по талонам – незабываемые времена. Одежду не достать тоже. А тут Виктор проявил настойчивость. Стали общаться, созваниваться, ведь я жила в Могилеве, а он в Краснополье. Так до свадьбы дело и дошло. А где же взять платье? Ни в одном магазине нет свадебных. Тут мне на помощь пришла, так называемая, знакомая знакомых. У нее свадьба месяцем раньше случилась. Она мне свое и передала. И не только платье. К нему прилагался роскошный цветок-­заколка и нить искусственного жемчуга на шею. А поскольку свадьба была в декабре, то наверх был розовый пиджак, который нашла у сестры Светланы в шкафу. Ярко и со вкусом, считаю», – улыбается героиня.

К слову, многие свои наряды героиня сохранила и по день сегодняшний. И не раз слышала в свой адрес комплимент: «Алла, откуда такое красивое платье?». Ответ: «Из 70-­х».

Ольга БАСАРИМОВА.
Фото автора и из архива Аллы Коршиковой.

Поделиться с друзьями
338 просмотров