Черное крыло Холокоста над Краснопольщиной

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста

Это страшное и бесчеловечное явление, получившее название – Холокост, приведшее к преднамеренному истреблению практически одной трети евреев, а также неисчислимого количества представителей других нацменьшинств, порождённое ненавистью и фанатизмом, ярым расизмом и унизительными предрассудками, царившими тогда в фашистской Германии, – НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ!
В этот день, День скорби и памяти, мы присоединяемся к всеобщей печали и стремимся сочувствовать всей этой боли и утрате, имя которой Холокост. Её никак не восполнить. Но пусть живёт надежда, что подобного больше никогда не повторится! Будем помнить.

Еще до нападения на Советский Союз фашистская Германия начала разрабатывать план порабощения народов Восточной Европы под названием «Ост». Это была программа колонизации территории, германизации, выселения и уничтожения, в том числе и нашего белорусского народа.  Ставилась задача уничтожить или выселить 75% белорусского населения, а остальных онемечить.

Оккупационная политика немецких властей – это политика геноцида, т.е. уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, политическим и религиозным мотивам. Фашисты создали целую систему тюрем и лагерей смерти. Наиболее крупным из них в Беларуси был Тростенец (возле Минска), где уничтожено 206,5 тыс. человек. Всего в лагерях смерти, по неполным данным, на территории Беларуси нацистами было уничтожено более 1,4 млн. человек.

15 августа 1941 года немцы захватили Краснополье.  На оккупированной территории Краснопольского района немецко-фашистские захватчики установили так называемый «новый порядок» – государственную систему мер, направленную на ликвидацию советского строя, порабощение и уничтожение наших граждан.

В Краснополье был создан лагерь для принудительного труда населения и тюрьма.

Немецкий оккупационный режим на Краснопольщине принёс бесчисленные беды.

В Краснопольском историко-этнографическом музее хранится акт комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов в отношении еврейского населения нашего района. Он начинается словами: «Мы, нижеподписавшиеся: капитан юстиции Болдырев, заслуженный врач РСФСР, майор медслужбы Макаров В.А., судмедэксперт армии, капитан медслужбы Дробышевский В.А., а также жители местечка Краснополье Могилевской области и др. составили настоящий акт о следующем: в конце октября 1941 года в Краснополье приехал отряд немецкой жандармерии. Им были собраны все евреи старшего возраста, мужчины и женщины, под предлогом отправки их на работы в Славгород с обещанием быстрого возвращения в Краснополье. В этот же день их вывезли на телегах за город и расстреляли в лесу в районе совхоза имени Калинина. Всего было расстреляно до 250 человек. Все остальное еврейское население Краснополья было выселено для проживания на отдельную улицу- Банный переулок. Было организовано еврейское гетто. На протяжении 2 месяцев к еврейскому населению немецкие власти относились издевательски, принуждали исполнять непосильную работу, продуктами питания не обеспечивали.

В конце ноября 1941 года в Краснополье прибыл немецкий карательный отряд. В этот же день еврейское население: подростки, старики, женщины с малыми и грудными детьми –  было согнано в народный дом, а затем они были построены в колонну, отведены за Краснополье и расстреляны в противотанковом рве, что напротив кладбища г.п. Краснополье. В ров людей загоняли партиями еще живыми, а затем очередями из автоматов расстреливали. Убитых частично забросали землей, других вовсе не хоронили. Трупный запах распространился по всему Краснополью.  Всего в тот день было расстреляно 350 человек. Имущество расстрелянных было разграблено полицией с разрешения немецких властей. Среди погибших евреев были семьи Кричевец, Вахемоновых, Перловых, Винниковых, Блинцовских, Резниковых и многих других».

16 декабря 1944 года комиссия в составе секретаря Краснопольского РК КПБ(б) С.И. Сазонова, председателя райисполкома А.Д. Свиридова, помощника начальника райотделения НКВД И.А. Ишутинова, райпрокурора Н.А. Наянова и свидетелей С.Г. Степанова и А.Ф. Свадковского создала акт с обобщением злодейств немецких захватчиков на территории Краснопольского района. В нем говорится: «За период оккупации Краснопольского района фашисты расстреляли мирного населения 1302 человека, из них женщин 757 и детей –  545 человек». 

Так, например, по данным сельских Советов, в Высокоборском уничтожен 51 человек, в Мхиничском – 32, Городецком – 17, Горском – 18 и т.д. С фашистских солдат и офицеров снималась всякая ответственность за злодеяния на оккупированных территориях. В списке злодеяний немецко-фашистских захватчиков особое место занимает принудительный угон мирного населения на каторжные работы в Германию.

Из воспоминаний Михаила Александровича Шевцова, 1924 г. р., уроженца деревни Козельская Буда:

«В ноябре 1942 года по нашей деревне Козельская Буда прошли полицейские и согнали всех нас, 16-летних юношей, в бывшую контору колхоза и объявили, что отправят в Германию. Мне при этом припомнили, что мой брат до войны работал в милиции. Поэтому я должен искупить вину за своих близких примерным трудом в Германии. Из Краснополья нас доставили на станцию Коммунары и по железной дороге привезли в польский город Быдгощ. Расположили всех в лагере за колючей проволокой. Всего нас там было 8 тысяч человек. Жили мы в бараках, работу давали самую тяжелую. Я работал на кожевенной фабрике, вырабатывал кожу при помощи ледяной воды. Кормили нас плохо. Утром давали какао из желудей. А на работе один раз в день выдавали шпинат и три картофелины. В субботу мы получали 100 граммов хлеба. В 1944 году нас освободила Красная Армия. На момент освобождения в лагере осталось не более 2 тысяч человек.

Нюрнбергский процесс, который состоялся после войны, осудил все преступления нацистов, в том числе и проявления геноцида в отношении мирного населения.

В. Лозовик,
старший научный сотрудник ГУК «Краснопольский районный историко-этнографический музей».

Поделиться с друзьями
680 просмотров