История рода делает нас сильнее

Заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье» О.С. Басаримова, учащаяся 3 курса ГУО «Минский финансово-экономический колледж» Алина Лесниченко, ученица 5 класса ГУО «Средняя школа г.п. Краснополье» Надя Козлова приняли участие во II-м историческом конкурсе исследовательских работ для молодежи «За кадром: от истории семьи к истории сообщества» и вышли победителями в номинации «За литературный стиль».
Названный конкурс  проводился в прошлом году Представительством зарегистрированного общества «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» (ФРГ) в Республике Беларусь (Представительство Немецкой ассоциации народных университетов или Представительство DVV International) в сотрудничестве c МОО «Историка» в рамках проекта «Конкурсы по истории в Беларуси, Грузии, Молдове, Украине» при поддержке Министерства иностранных дел Германии.
Основной целью конкурса являлось стимулирование молодых людей к изучению истории через исследовательскую и проектную деятельность, а также содействие развитию краеведения, изучению семейной истории и истории местного сообщества и их взаимосвязи с происходящими в стране процессами и явлениями.

Как рассказала по этому поводу О.С. Басаримова, участникам предлагалось погрузиться в «живую» историю Беларуси второй половины XX века через изучение семейных и локальных фотоархивов и воспоминаний очевидцев и подготовить исследовательскую работу, посвященную малоизвестным сторонам истории белорусского общества и местных сообществ с 1945 по 2000 годы.

Заявленная тема заинтересовала нашу собеседницу: история её рода хранит в себе немало и светлых, и печальных событий одновременно, через призму которых можно глубже осмыслить прошлое, ощутить дух того времени. И она активно включилась в процесс подготовки эссе (именно в такой форме было решено подать материал) и вовлекла в него, как уже было указано выше, Алину Лесниченко (с ней объединены узами рода) и Надю Козлову (девочка помогла воссоздать образ бабушки в видеоролике, прилагаемом к авторскому тексту). Результатом совместного труда стала исследовательская работа «Надя-надежда», которая и принесла успех.

Надя – так звали бабушку О.С. Басаримовой (полное имя – Надежда Алексеевна Атрошенко). Внучка повествует о ней с трепетом, восхищением и любовью – именно это чувствуется, когда читаешь эссе. А ещё – желание понять, в чем черпали силы люди, прошедшие неимоверно суровые испытания. Отдано должное крепости духа людей того времени, их оптимизму, желанию жить. И есть примеры, которые говорят о том, как важны взаимопомощь и взаимовыручка – «традиции толоки, которых нет ни в одной книге законов и ни в одном своде правил, и которые написаны у православных людей в душе». 

Непростая судьба, выпавшая на долю родителей бабушки Нади, наложила отпечаток и на её жизнь. Фотографии, воспоминания родных – всё это легло в основу исследовательской работы.

…Далекие 1930-е годы. Реализовывались мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. Как «кулак» вместе с семьей был сослан на Соловки и прадедушка Алексей: у него была небольшая лавка, где он продавал спички, мыло и соль, за которой ходил в Киев и приносил её оттуда на своих плечах, натирая их до крови. Имелось определенное количество живности, земли, которую обрабатывал своими руками – нужно было содержать немалую семью. «Хороший, крепкий хозяин, – так сказали бы сегодня, – работящий и предприимчивый человек». А в те годы за такое отношение к жизни он и поплатился.

Шесть лет детства Нади прошло в исправительно-трудовом лагере на территории Соловецких островов. Ей повезло выжить в тех безжалостных условиях, в которые были определены взрослые вместе с детьми: барак, тиф, каторжный труд на лесозаготовках, голод и холод. А вот два младших братика умерли вскоре после того как баржа с высланными в северные края людьми пристала к берегу:  простудились, промокнув под проливным дождем.

Потеряв детей, схоронив мужа, только в 1943 году, перейдя через линию фронта, прабабушка Катя с Надей возвратились домой в д. Малюшино.

Где жить, где работать? Эти вопросы потихоньку решались с помощью неравнодушных к чужой беде людей. И Надя, подрастая,  старалась помогать маме, трудилась, не покладая рук. В бывшей старенькой небольшой конторе, которую им выделили в качестве жилья, не было пола. Так и жили, спали на соломе. А потом по деревне прошла новость: набирается группа молодых людей для работы на строительстве, где-то в далёком городе Щёкино. И Надя, не раздумывая, бросилась домой с этой новостью: «Мама, у нас будет пол, а у соседского мальчишки  Кольки новая рубашка и целый кулёк конфет. Я заработаю, я смогу!». Как ни просила мать Надю не уезжать, сколько ни умоляла, ведь Наде всего 16, а уезжает молодёжь 18 лет, но Надя не сдалась, исправив год рождения в метриках.

Там, в Щекино, тяжелая недетская работа также не сломила её духа: она знала, для кого старается. О.С. Басаримова рассказывает об этом периоде так:

«Началась ее новая жизнь. В Щёкино шло великое строительство, как и во всём Советском Союзе. Рабочая сила требовалась везде. В старом общежитии, с потрёпанными войной кирпичными стенами, была комната Надежды, и не просто комната, а целый мир с двумя соседками и старым патефоном, который без умолку играл «Вечер вальса» (Исаака Дунаевского) и «Одинокую гармонь» (Бориса Мокроусова). Эти песни были очень популярны в советское время. Особенно в 50-60-е годы. Их пели и они, три весёлые подружки, которые после тяжёлой работы на стройке приходили к себе в комнату, наряжались на танцы  в лёгкие ситцевые платьица и делили одну брошь на троих. Ту самую брошь, которую когда-то прадедушка Алексей подарил своей невесте Катеньке, в самый счастливый для них – 1925 год – год их знакомства».

А затем Надя получила травму позвоночника. Но поддержка мамы, подружек, односельчан дали ей силы пережить и этот сложный период, когда она находилась на лечении. Надежда встанет на ноги, вернется на работу, получит профессию штукатур-маляр, а по вечерам снова будут звучать бессмертные «Вечер вальса» и «Одинокая гармонь».

Вот на такой, уже позитивной ноте, поставлена точка в исследовательской работе. А жизнь Нади пошла далее своим чередом…

Итоги конкурса были подведены в октябре прошлого года. Из 120 заявленных работ (из Могилевской области было три) в шорт-лист вошло только 25, в том числе и исследовательская работа «Надя-надежда». А из указанных 25, как упоминалось выше, работа вышла победителем в номинации «За литературный стиль». Победители конкурса определялись профессиональным международным жюри.

Церемония награждения состоялась 30 декабря прошлого года, проходила онлайн и длилась около четырех часов: на протяжении этого времени работы, имеющие нестандартные и креативные формы подачи материала, представлялись в рамках открытых публичных презентаций. Держала слово и Алина Лесниченко.

Заслуженные дипломы – яркое подтверждение успеха руководителя работы О.С. Басаримовой и её помощниц. Ну а все участники, как отметило жюри, молодцы. Благодаря им семейная, локальная история вошла в контекст истории общества и страны. Кроме того, как прозвучало, наиболее содержательные работы будут помещены в «Краеведческой газете», а некоторые фотографии победителей и номинантов готов взять на сохранение государственный архив кинофотодокументов.

Дина Манько.
Фото автора и из личного архива А. Лесниченко.

Поделиться с друзьями
584 просмотров