Не нарушай Правил охраны электрических сетей

В Беларуси ежегодно имеют место несчастные случаи с персоналом сельскохозяйственных предприятий, связанные с поражением электрическим током. Основными причинами  таких  случаев  являются  неудовлетворительная  организация  эксплуатации  электрохозяйства, нарушение «Правил охраны электрических сетей», отсутствие у персонала элементарных знаний об опасности электрического тока. Вот несколько фактов, подтверждающих данное утверждение:

Так, 11 августа 2020 года на площадке для стоянки автотранспортной техники в районе ул.Даумана в г.п.Шумилино Витебской области водитель автомобиля марки MAN произвел выгрузку щебня из полуприцепа. После выгрузки начал движение с не опущенным кузовом полуприцепа по площадке в строну выезда, расположенного на расстоянии 10 метров от оси ВЛ-10кВ и задел нижний провод с последующим его обрывом. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове полуприцепа. Водитель, выйдя из автомобиля, увидел дымящееся левое колесо полуприцепа и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля, попал под напряжение прикосновения, но сумел забраться в автомобиль. В момент движения автомобиля произошло схлёстывание двух проводов, вследствие которого произошло аварийное отключение ВЛ-10кВ. Пострадавший после неудачной попытки отгона автомобиля самостоятельно вызвал сотрудников МЧС.

Аналогичный случай, уже со смертельным исходом, произошёл 19 августа 2020 года. Индивидуальный предприниматель в Барановичском районе Брестской области на автомобиле марки МАЗ по договору с ОАО «Птицефабрика Дружба» по организации автомобильных перевозок грузов осуществлял перевозку зерна. На площадке складирования и хранения зерна на территории филиала «Тепливоды» ОАО «Птицефабрика Дружба» произвел выгрузку зерна из кузова полуприцепа. После выгрузки, не опуская кузов полуприцепа, продолжил движение автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод ВЛ-10кВ. Выйдя из автомобиля, водитель увидел загоревшиеся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля и прикосновении к ручке двери попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током.

3 августа 2021 года вблизи н.п.Редишено Шкловского района Могилевской области произошел несчастный случай с помощником комбайнера ОАО «Новогородищенское», жителем агрогородка Ордать. При производстве работ комбайном, принадлежащем ОАО «Новогородищенское», вследствие повреждения ВЛ-10кВ (срыв изолятора фазы «А» со штыревого крепления траверсы на опоре №92) произошло приближение на недопустимое расстояние к проводам ВЛ-10кВ и попадание под действие электрического тока помощника комбайнера, после чего потерпевший упал на землю с высоты.  Потерпевшим была получена комбинированная травма.

9 августа 2022 года вблизи д. Семигостичи Столинского района Брестской области произошел несчастный случай с водителем автомобиля ОАО «Новая Припять», который на грузовом автомобиле (седельный тягач) MAN на территории зерносклада ОАО «Новая Припять» осуществлял выгрузку шрота рапса. Подъехав к зерноскладу, водитель стал поднимать кузов для выгрузки перевозимого сырья, а сам вышел из кабины автомобиля для контроля разгрузки. После полной разгрузки кузова автомобиль начал самопроизвольное движение в сторону ВЛ-10кВ с поднятым кузовом. Водитель побежал к кабине транспортного средства с целью его остановки. В это время автомобиль при движении прикоснулся кузовом к проводу ВЛ-10кВ, в результате чего водитель попал под действие напряжения. Пострадавший был доставлен в реанимационное отделение районной больницы с ожогами 45% кожных покровов 1 и 2 степени.

       Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи производятся землепользователями с предварительным уведомлением предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти линии. При работе сельскохозяйственных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька;
  • выполнять ремонтно-профилактические работы на машине;
  • работать во время грозы или при приближении грозы;
  • работать в пролетах воздушных линий, имеющих оборванные провода, а также приближаться к опорам, имеющим оборванные провода, и к оборванным проводам, лежащим на земле, на расстояние менее 8 м;
  • производить полив сельскохозяйственных культур; совершать проезд машин  и  механизмов,  имеющих  общую  высоту  с  грузом  или  без  груза  от поверхности дороги более 4,5 м (только по заранее разработанным и согласованным с собственниками линий безопасным маршрутам движения)
  • приближаться к дереву, лежащему на проводах, на расстояние менее 8 м;
  • работать на высокогабаритных машинах под проводами воздушных линий, на участках, имеющих резко неровный рельеф, а также наезжать на бугры высотой более 1 м;
  • работать со стогометателем, транспортировать стога соломы, сена и других подобных грузов;
  • заправлять машины горючим и останавливать их (при аварийной остановке машина должна быть удалена из охранной зоны в кратчайший срок).
  • В  случае  соприкосновения  машины  или  механизма  с  проводом запрещается какая-либо  дальнейшая  работа  на  этой  машине.
  • Водители, управляющие крупногабаритной техникой, привлекаемые для выполнения сельскохозяйственных работ и грузоперевозок, обязательно должны пройти целевой инструктаж по безопасной работе в охранных зонах ВЛ.
  • Выполнение работ с применением высокогабаритных машин и механизмов в охранной зоне воздушных линий должно проводиться по наряду-допуску и быть согласовано с владельцами электрических  сетей, в ведении которых находится воздушная линия.

     В случае падения провода воздушной лини на машину или  соприкосновении  провода воздушной  линии с  машиной  водитель,  не  вылезая  из  кабины,  должен  немедленно остановить  машину.  Если  при  этом  можно  освободиться  от   провода  передвижением машины,  то  необходимо  это  сделать  как  можно  быстрее.  В  случае  отсутствия  такой возможности  наблюдающий  должен немедленно  сообщить  о  случившемся  владельцу электрических  сетей и  до прибытия аварийной бригады ни  водитель,  ни наблюдающий не  должны  предпринимать  никаких  самостоятельных действий. Если  в результате соприкосновения с воздушной линии машина  загорелась,  то обслуживающий персонал должен  немедленно  ее  покинуть,  но  так,  чтобы  не  было  одновременного соприкосновения  человека  с  корпусом  машины  и  землей.  Лучше  всего  спрыгнуть  на землю  на  обе  сомкнутые  ноги,  не  держась  за  машину,  а  удаляться  от  нее  нужно   «гусиным шагом», не отрывая ног друг от друга, до снятия напряжения или на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины.

     Госэнергогазнадзор напоминает! Электрические сети относятся к источникам повышенной опасности. Берегите себя и своих близких! Не забывайте о том, что электрический ток представляет смертельную опасность для жизни.

       Справочно: Охранная зона воздушных линий электропередачи — зона вдоль линии в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии:

2 м — для воздушной линии электропередачи напряжением до 1 кВ;
10 м — для воздушной линии электропередачи 6 — 10 кВ;
15 м — для воздушной линии электропередачи 20 — 35 кВ;
20 м — для воздушной линии электропередачи 110 кВ;
25 м — для воздушной линии электропередачи 220 кВ;
30 м — для воздушной линии электропередачи 330 кВ;
40 м — для воздушной линии электропередачи 750 кВ.

Краснопольская районная энергогазинспекция.

Поделиться с друзьями
1 264 просмотров