Половое воспитание начинается с родителей

Особое волнение родителей приходится на период, когда их дети вступают в подростковый возраст. Подростки становятся более самостоятельными, отдаляются от родителей и пытаются защитить свою автономию, их становится труднее контролировать, к тому же родителей пугает сексуальность, пробуждающаяся в их детях. Способность и желание активной половой жизни у подростков появляется раньше, чем возможность зрелой реализации таких отношений. Вступая в сексуальные отношения, подростки в полной мере не осознают последствий, а способность нести за них ответственность у них еще очень ограничена. Поэтому на ранних этапах развития подростка важную роль в семье занимает половое воспитание.

Половое воспитание должно проводиться во все возрастные периоды, но и с годами его следует наполнять новыми понятиями и содержанием. Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, чувства чести, стыдливости. Все это довольно сложные понятия, к сожалению, которые не всегда родители могут донести до своих детей.  

Очень важный момент в половом воспитании девочки-подростка – своевременное сообщение нужной информации о гигиене своего пола, привитии необходимых навыков. Каждой девочке в возрасте 10-11 лет мать должна рассказать, что такое половое созревание. Для того, чтобы половое воспитание осуществлялось полноценно и дало ожидаемый эффект, родители, прежде всего мама, должны знать периоды полового созревания (перестройки организма) своей дочери. 

Конечно, начинать разговор о половой жизни с девочкой-подростком нелегко. Но это необходимо. Лучше, если это будет подходящий повод, но и слишком долго ждать нельзя – можно опоздать. В разговоре большое значение имеет манера поведения, интонация, выражение лица. Нельзя показать, что этот разговор трудный для вас, чем естественнее будет ваше поведение, тем лучше девочка пойдет на контакт. Матери необходимо донести до дочери и пробудить чувство собственного достоинства, гордости, убедить, что истинная любовь (зачастую девочки так это называют) не начитается с интимной близости.

В половом воспитании девочек наблюдается две основные ошибки. Одни мамы полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание, освещают их только с отрицательной стороны, поэтому подросток может искать информацию у друзей и подруг. И естественно, у девочек возникает сомнение в справедливости материнских слов. А потому и появляется желание проверить, кто же прав. Девушки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников, а потому и тянутся в основном к юношам старшего возраста. И это в ряде случаев приводит к нежелательным последствиям, таким как раннее начало половой жизни.

Укрепляя в ребенке, особенно в подростковом возрасте, чувство уверенности в себе, повышая его самооценку и обучая навыкам эффективного общения, родители помогают ему противостоять давлению в разных областях человеческих взаимоотношений, в том числе и в сексуальных. Умение вести себя уверенно и давать твердый отказ может помочь пресечь наступление ранних половых связей.

Признаки, что ваш ребенок живет половой жизнью:

1. Ищет тематическую информацию в Интернете.

2. Часто спрашивает родителей, когда они уйдут из дому.

3. Часто уходит из дома к «друзьям», при этом не говорит родителям, кто его друг.

4. Внезапно решает перейти на красивое нижнее белье.

5. Непривычно много внимания уделяет своему телу (частые гигиенические процедуры, перед выходом из дома).

6. Отказывается от похода в поликлинику на осмотр к врачу-гинекологу.

7. Неожиданно меняется поведение.

К сожалению, одной из более новых и небезопасных форм общения подростков в сети Интернет является груминг.

Груминг – это процесс, во время которого кто-то общается с ребенком в Сети и постепенно совращает его. К сожалению, анонимность интернет-пространства дает для этого множество возможностей. Человек может поставить детское изображение на фото профиля и подружиться с ребенком в социальной сети или в игре. Он может рассказать интересную историю или болтать об общих интересах и увлечениях, то есть вызвать доверие и начать выстраивать отношения.

В реальной жизни мы следим за нашими детьми гораздо более внимательно, чем в виртуальной реальности, хотя Интернет таит для них много опасностей. Мы запрещаем детям разговаривать с незнакомцами, но зачастую это не касается онлайн-пространства. Виртуальные отношения могут развиться очень быстро. Несовершеннолетние говорят своим виртуальным друзьям такие вещи, которые никогда не осмелились бы произнести в реальной жизни, и очень быстро выдают личную информацию. Чаще всего они даже никогда лично не встречались и не разговаривали. Такие контакты происходят в мессенджерах и по электронной почте. Родителям нужно объяснить, что виртуальное общение – не то же самое, что встреча в парке отдыха или на школьном дворе: неизвестно, кто сидит по ту сторону экрана на самом деле.

Родителям необходимо помнить:

Важно, чтобы ваш ребенок, пользующийся Интернетом, знал о груминге, о его последствиях. Родителям необходимо как можно подробнее и доступнее просветить по данной проблеме. Объясните ребенку, что в Интернете люди часто оказываются не теми, за кого себя выдают.

Крайне важно, чтобы родители разговаривали со своим ребенком и всегда были начеку. Пусть ребенок покажет родителю сайты, на которые заходит, когда пользуется Интернетом. Необходимо объяснять, что когда ребенок находится онлайн, он не в безопасности.

Как понять, что ребёнок стал жертвой груминга?

У ребёнка много секретов о том, где, как и с кем он (она) проводит время. Все дети и подростки проходят через стадию секретности и не хотят делиться со взрослыми, но если такое поведение началось резко и расспросы вызывают у ребёнка особую раздражительность – на это стоит обратить внимание.

Ребёнок имеет приятельские отношения со старшим партнёром. Такие отношения, в зависимости от возраста ребёнка, могут быть обычной, искренней привязанностью с обеих сторон, поэтому стоит обратить внимание и на другие признаки, на общую динамику отношений.

У ребёнка появляются новые вещи, игрушки, другие предметы или деньги, появление которых он (она) не может или не хочет объяснить.

Ребёнок начинает употреблять наркотики или алкоголь. Часто одним из механизмов манипуляции становится предоставление взрослым алкоголя или наркотиков, чтобы снизить способность ребёнка критически оценивать ситуацию или сопротивляться нежелательному вниманию. А также полученная психологическая травма от насилия со стороны грумера может подтолкнуть ребёнка к алкоголю или наркотикам.

Резкие перемены в том, как ребёнок проводит свободное время: значительно меньше или больше времени проводит в сети, общаясь с друзьями, и так далее.

Ребёнок упоминает слова или явления, связанные с сексом, которые не должен знать в своём возрасте.

Ребёнок начинает проводить больше времени вне дома и пропадает, не объясняя причину.

Ребёнок становится расстроенным, подавленным, необщительным или раздражительным.

Если вы замечаете несколько вышеупомянутых признаков в поведении ребёнка, или же ребёнок сам обращается к вам за помощью:

◊ Спрашивайте аккуратно, не прибегая к наставительному или агрессивному тону – не требуйте рассказывать того, о чём ребёнку некомфортно говорить. Требовательный тон может ещё больше запугать ребёнка, после чего он (она) может решить, что рассказать кому-либо о своей проблеме невозможно, потому что последует наказание или ребёнка не воспримут всерьёз.

◊ Если ребёнок согласен говорить с вами – позвольте ему (ей) выговориться, не перебивайте. Если же ребёнок не готов говорить с вами по той или иной причине – стоит обратиться к детскому психологу.

◊ Дайте ребёнку понять, что он (она) поступает правильно, рассказывая вам о своей проблеме.

◊ Не вините ребёнка за произошедшее и чётко скажите ребёнку, что он (она) не виноват.

◊ Дайте ребёнку понять, что воспринимаете проблему серьёзно.

◊ Не обращайтесь к человеку, о котором рассказывает ребёнок, напрямую, но заявите в милицию незамедлительно.

◊ Объясните ребёнку, как собираетесь защитить его (её) и как намереваетесь решать эту проблему.

Зачастую взрослые недооценивают скорость развития своих детей и не успевают вовремя спохватиться, чтобы понять, когда нужно начинать разговаривать с ребенком о темах, связанных с половым созреванием.

Однако такой процесс нельзя назвать сложным и проблематичным. Главное, что следует предложить ребенку – это искренность, честность, понимание и умение услышать.

ГУО «Краснопольский районный СПЦ».

Поделиться с друзьями
1 815 просмотров