На боевом курсе

Николай Степанович Новиков – один из тех летчиков, кто наносил удары по врагу днем и ночью, работал по позициям переднего края и вражеским укреплениям в глубине обороны, стратегическим объектам и коммуникациям противника, аэродромам. Но, к сожалению, не дожил до великого дня Победы. Ему было всего 23 года.

Родился он в 1922 году в деревне Горезна в многодетной семье. В 1932 году семья сменила место жительства и переселилась в Сибирь, в Красноярский край. После окончания семилетней школы Николай Степанович поступил в Майкопский механический техникум. В период учебы в техникуме одновременно учился в Майкопском аэроклубе имени М.М. Громова. После окончания аэроклуба по комсомольскому набору был направлен Майкопским военкоматом в Таганрогскую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова, куда был зачислен 27 декабря 1940 года. В школе летал на самолетах Р-5 и СБ (скоростной бомбардировщик). После завершения учебы, 12 апреля 1942 года, был направлен в город Казань в 9-й запасной бомбардировочный авиационный полк, где освоил пилотирование бомбардировщика Пе-2.

11 февраля 1944 года младший лейтенант Новиков зачислен летчиком в  58-й бомбардировочный авиационный полк. Вплоть до конца 1944 года полк действовал на Ленинградском фронте. С первых дней он активно включился в боевую работу. За короткий срок совершил 29 боевых вылетов. Наносил бомбовые удары по аэродрому в городе Тарту и шоссейному мосту через реку Великая, бомбил железнодорожную станцию Симола и город Выборг. За исключительно успешные бомбардировочные налеты, мужество и отвагу, проявленные при этом, нашего земляка наградили орденом Отечественной войны Ι степени.

О боевой работе Николая Степановича Новикова писал автор книги «Староруссцы» Н.Я. Рыбалко. Вот один фрагментов о нем: «Уже под вечер, в 18 часов 25 минут, с аэродрома поднялась пара Пе-2 с ведущим экипажем летчика лейтенанта П.П. Селина. Ведомым шел экипаж летчика младшего лейтенанта Н.С. Новикова. Они взяли курс на железнодорожную станцию Петсери, где, по данным разведки, находился эшелон в составе 50 вагонов. Им дан приказ уничтожить железнодорожный эшелон. Маскируясь облачностью, экипажи благополучно достигли района цели и в 19 часов 15 минут вышли на станцию Петсери, находясь на высоте 1800 метров. Экипажи стали на боевой курс. Перед «пешками» стали разрываться одновременно десятками шапки черных зенитных султанов. Самолет ведомого Новикова качнуло. Экипаж понял: прямое попадание зенитного снаряда. Но уже весь бомбовый груз двух Пе-2 прицельно сброшен на железнодорожный эшелон…».

Свое последнее письмо родственникам Новиков написал 10 января 1945 года:

«Здравствуйте, родные тата, мама, Надя, Вера и племянник Вова! Примите мой пламенный, горячий фронтовой привет и самые наилучшие пожелания в Вашем здоровье, жизни и работе. Живу хорошо, здоров, был в авиационном доме отдыха со своим экипажем, где отдыхал с 20.12.1944 г. по 30.12.1944 г., чувствую себя очень хорошо. Настроение боевое, успехи в боевой работе неплохие… Остаюсь живым и невредимым. Ваш единственный Николай Новиков…».

Казалось бы, ничто не предвещало трагического развития событий. Получилось так, что вернуться домой живым и здоровым, встретиться с родными ему было не суждено. 29 января 1945 года группа самолетов из девяти Пе-2 взяла курс на бомбардировку города Кенигсберг. Как пишется в донесении, экипаж летчика младшего лейтенанта Новикова не вернулся с боевого задания, пропал без вести.

В.Лозовик,
старший научный сотрудник Краснопольского районного историко этнографического музея.

Поделиться с друзьями
1 056 просмотров